Театральная компания ЗМ

Пейзаж

Театр «Кв.№5», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2002г. - «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая мужская роль»(Василий Ющенко)
танец на фоне внутреннего ландшафта

первая часть трилогии "Пейзаж","Портрет","Натюрморт"

Текст Василий Ющенко по мотивам рассказа Ф.Кафки «Прогулка с горы»

Хореография Василий Ющенко

Концепт Василий Ющенко

Музыка Одиссей Богусевич

Костюмы Наталья Меглицкая



Артисты: Олег Елисеев, Одиссей Богусевич, Ирина Гонтовая, Василий Ющенко


"Ныне, уверен я, среди наших мудрецов можно найти многих, кто посмеялся бы над Гераклитом плачущим, и не сыскать ни одного, кто расплакался бы при мысли о Демокрите смеющемся" (Джон Дон)
(эпиграф)




Идея спектакля "Пейзаж" родилась из наших совместных импровизаций с композитором, музыкантом Одиссеем Богусевичем, в результате поиска принципов соединения движения и музыки. Допустив в начале эксперимента ложную гипотезу, заведомую ошибку о противоположности звука и жеста, мы доподлинно установили в финале, что никакого противоречия между ними не существует: существует единый образ, из которого произрастает разная художественная фактура. Впрочем, это было известно еще грекам. Работа строилась по принципу коллажа: каждое из элементов действия углубляет природу другого. Текст входит в коллаж на равных как один из его элементов. В качестве акустической и смысловой формы выбран рассказ Кафки. «Пейзаж» - первая часть задуманной трилогии ("Пейзаж", "Портрет", "Натюрморт"). В центре его, как и в "Портрете" - проблема Творца, того, кто делает, то есть того, на чью роль я претендую, когда делаю спектакль. Я хочу просто предоставить свое тело для чего-то, быть готовым, то есть – не заниматься действием, но заниматься своей подготовкой к действию. Это разговор одинокого человека с Богом, и потому нет бытовых историй. "Пейзаж" - это некий соборный день, в который случается одновременно все: засуха, мороз, град, ливень. Мистерия - встреча с самим собой. Но это как-то банально сказано. Встреча с истинным собой, со своим подсознанием. Но не фрейдовским, а юнговским, коллективным. Есть опыт человечества, который живет, и это не опыт человеческих отношений, а духовный опыт. Сюжет в нашем спектакле становится горизонтом, границей познания: нам кажется, что мы все больше овладеваем сюжетом, а он на самом деле все дальше от нас удаляется. Говорящие, музицирующие и танцующие развивают и возделывают каждый раз один и тот же образ, потом переходят к другому. Кульминацией нашего спектакля является образ Деда Мороза, символизирующий единство духа и материи, музыки и движения. Романс "Гори, гори, моя звезда" в его исполнении - это радостный гимн, жизнеутверждающая песнь, обращенная к солнцу или Вифлиемской звезде. Духовный стих, финал мистерии.
Василий Ющенко