Театральная компания ЗМ
Адрей Иванов

Это все она

Драматический театр, Прокопьевск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2015 года


Режиссер: Семен Серзин


Артисты: Светлана Попова, Виталий Котов, Наталья Денщикова, Сергей Жуйков



Продолжительность 50 мин.


Возрастная категория 18+

Внимание! Нестандартная рассадка
При всей наглядности и простоте, драма белорусского драматурга Андрея Иванова действительно давит на больное: тут и трудности переходного возраста, и разрыв между поколениями, и проблемы коммуникации в целом. Мать-одиночка, у которой не ладились отношения с сыном, регистрируется в соцсети под вымышленным именем, с горем пополам осваивает интернет-сленг и выдает себя за незнакомку, которая не прочь познакомиться с «Тауэрским вороном» (ник сына). Так она спасает мальчика от одиночества: виртуальная дружба очень скоро перерастает в виртуальный роман, и матери, пусть и под личиной ненастоящей девушки, удается услышать от сына «люблю». Но когда обман раскрывается – чего, конечно, следовало ожидать – случается вот уже и вправду самое страшное: подросток кончает с собой.

Некоммуникабельность диктует формат пьесы: диалог матери и сына возможен только в сети, все остальное – монологи. Серзин решает эту драму как групповую терапию – зрители сидят на сцене кольцом, а персонажи по очереди обращаются к собранию. За чатом в интернете наблюдает камера – актеры скрываются за кулисами.

Режиссер обживает партер, оставшийся у зрителей за спиной. Одним-единственным штрихом: он сажает туда еще одного артиста – покойного мужа и отца, который молча наблюдает за бедами семьи, до тех пор, пока (в точно выбранный момент) не встанет и не уйдет. С этим новым персонажем появляется чуть ли не гамлетовская нота.

Главная удача – работа Светланы Поповой, которая играет мать. В первые минуты спектакля режиссер устраивает ей «проверку»: актрисе нужно говорить в полной темноте, когда в голосе не допустима ни малейшая фальшь – и в эти первые минуты у нее уже готов персонаж. Это тем более важно, учитывая, что роль матери – безусловно, ведущая в этой паре: на обман пошла она, услышала бесконечно далекого «другого» опять она, ошибку, которую предостоит осмыслить зрителю, тоже совершает она.

интернет-издание «Театрал-online»




Пример спектакля о тинейджерах на сложные, противоречивые, «взрослые» темы. Пьеса молодого белоруса Андрея Иванова – о глубине пропасти между поколениями. Аутичная, разрушенная изнутри мать пытается игровым способом войти в доверие к собственному сыну, переживающему не лучшее время в своей жизни. Их неспособность найти пути друг к другу приводит маму к жестокой шутке, имитации общения по социальной сети под маской заинтересованной девочки. Чувственная, но грубая мелодрама кончается трагедией: крайне сложно распознать грань между шуткой и жестокостью, а также выстроить хоть какую-то перспективу развития изначально ложных отношений.

Павел Руднев