ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Wassa

Курганский государственный драматический театра, Курган
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2015 года

трагедия по мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова. Мать»



Режиссер: Антон Маликов

Художник: Ольга Крупатина

Художник по свету: Максим Бирюков



Артисты: Екатерина Горяева, Татьяна Кузьмина, Владимир Рахманов, Александр Шарафутдинов, Анна Захарова, Анастасия Черных, Анатолий Кононов, Иван Дробыш, Ирина Шалимова, Александра Шупарская



Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+

Сегодня главная проблема нашего мира в том, что никто никого не любит. Для меня очень важно вглядеться в то, что так больно осознавать. Достойны ли мы вообще любви? Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю использовать современный театр как шоковую терапию.

Антон Маликов




В тексте пьесы почти ничего не изменено. Но все радости постмодерна – эклектика, правда, вполне избирательная, где-то даже аскетичная – и в приемах, и в оформлении сцены, и в музыкально-европеизированном звукоряде; фонограмма, как и большой флаг Объединенного Королевства, как плюшевая голова медвежонка, скрывающая до поры одного из самых страдательных персонажей пьесы – Павла; нарисованные маски «звериков» – все это вполне читаемые символы.

Режиссер напоминает нам старую театральную истину о том, что «короля играет свита». И характер Вассы, ее «миссия» в жизни дома, семьи высвечиваются в отдельных репликах, вскользь брошенных замечаниях, в мизансценах эпизодов с Павлом, Натальей, Липочкой.

Знаковые для каждого персонажа пластика и акценты, тембровые краски в речи – все это объяснимо и оправдано режиссерским замыслом. И хочется найти до абсурда наивную жажду любви и нежности в масках «звериков», которые мечутся по железному саду, громыхающему даже под россыпью желтых пушистых и вроде бы все осветивших собою цветков – без корней. И как знак-эрзац материнской любви и заботы – на черном семейном столе – жестянка со сладкой сгущенкой внутри: так и ее еще надо добыть, открыть железным ключом.

газета «Курган и курганцы»




Курганский театр драмы впервые участвует в фестивале – и это следствие рывка, который сделал театр в последние годы. Недавно отучившийся в ГИТИСе Антон Маликов сделал в Кургане первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова». Персонажи замкнуты в камерном пространстве, где обостряются интимные отношения в семье, живущей ненавистью. Артисты играют на помосте, напоминающем жаровню, которая в какой-то момент заполняется словно бы галлюциногенными ван-гоговскими подсолнечниками. Социальный анализ молодого российского капитализма, в сущности, совершенно горьковский: идет война всех против всех, потомки деляет еще не полученное наследство, а о своих детях говорят исключительно как о «помёте». Вассе для того, чтобы выжить нужно быть жестокой, властной хозяйкой без женских сантиментов. Она – и единственный гарант относительной стабильности семьи, и одновременно причина всех разрушительных процессов. Антон Маликов применяет современные постановочные техники, но и не забывает про артистов: зрителя ждет очень точная психологическая схватка самых разных актерских индивидуальностей.

Павел Руднев