Театральная компания ЗМ

Маленькие трагедии

Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Юрий Малашин)


Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2016 года

фантазии на тему пьес Александра Пушкина

Режиссер: Петр Шерешевский

Художник: Елена Сорочайкина



Артисты: Игорь Тиняков, Юрий Малашин, Андрей Демышев, Вадим Истомин, Михаил Солодянкин, Алексей Агапов, Радик Князев, Екатерина Логинова, Светлана Запорожская, Антон Петров, Иван Овчинников, Максим Морозов, Александра Ложкина, Антон Суханов, Виталий Туев, Татьяна Правдина, Екатерина Саитова, Наталья Тиунова, Константин Феоктистов, Николай Ротов



Продолжительность 3 ч. 10 мин.


Возрастная категория 18+

По сути, Пушкин – первый «постмодернист», свободно пользующийся любыми контекстами, вольно затевающий литературные игры и мистификации, вольно обращающийся с цитатами. Результат этой свободы, «вольного дыхания» – жизнь, бьющаяся в каждой его строке. И через двести лет его тексты производят впечатление, будто написаны сегодня.

Пушкин создал гениальные в своей лаконичности пьесы-притчи: «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери». Действие их отнесено в далекие для самого Александра Сергеевича времена. Но при соприкосновении с ними не избавиться от ощущения их непреходящей современности.

В каждой из них речь – о тщетном и ошибочном поиске смысла бытия. О том, что ни деньги, ни искусство, ни азарт любовного охотника, если они рассматриваются как конечная цель, как фетиш, а не катализатор для познания мира, не способны дать ответ на простой детский вопрос: «Ради чего я появился на свет?» И человек, уверовавший в собственную неуязвимость, выбравший себе фетишем, смыслом существования любую из этих «ценностей», неизбежно приходит в тупик. Сталкиваясь с роком, с собственной конечностью, с потолком возможностей.

Мы сознательно опрокидываем действие этих притч в сегодняшний день. Современные ритмы, музыка, интерьеры, одежды. Чтобы дать ощутить зрителю, что все это могло произойти и с ним. Сегодня, здесь, сейчас. И происходит. Что времена меняются, а человек до сих пор слаб и беззащитен перед силами рока. И так же, как и тысячу лет назад, каждый сам должен найти свой путь, свой ответ на вопрос о смысле жизни.

Петр Шерешевский





«Маленькие трагедии» сведены в композицию, где «Моцарт и Сальери» – своего рода рамка истории, внутри которой чередуются три завязки, три кульминации и где все три пьесы объединены общей развязкой-реквиемом. Но это не совсем так: персонажи разных трагедий здесь повязаны фабулой и принадлежат к одному социальному срезу. Здесь каждый участвует в каждой истории, но в одних случаях прохожим мелькает в массовке, на периферии зрения, в других – выступает на первый план. А постоянная трансформация сценической среды, хоть и оперирующей объектами-знаками, не позволяет этим объектам окончательно зафиксироваться в единственном значении.

«Петербургский театральный журнал»




Режиссер Петр Шерешевский хорошо понимает, что важнейшим из приемов трагедии для нас сегодня является трагический абсурд.

интернет-издание «Colta»




От смысловых совпадений написанного почти два века назад текста и нынешних реалий с развитием спектакля появляется иллюзия, будто пушкинский текст был создан вот сейчас, буквально накануне.

Образы этого спектакля, весь его нерв и нарастающее до предчувствия полной катастрофы ощущение повсеместного распутства, потребительства и хладнокровной жестокости – это беспощадный диагноз нашему обществу. Здесь поглубже прячут рефлексии, живут одним (и – как последним) днем, пытаются заместить пустоту и бесцельность существования беспробудным, на всю катушку, развлечением.

Расплата приходит неожиданно и бьет под дых: у этих обаятельных мерзавцев, оказывается, еще есть совесть.

газета «Удмуртская правда»





Масштабный, многонаселенный спектакль Петра Шерешевского стал одним из знаковых событий минувшего театрального сезона.

Режиссер перемешал сюжеты пушкинских «маленьких трагедий» и развернул их в наше время. Сценограф Елена Сорочайкина предложила грандиозное оформление сценического пространства, где есть место и для пресс-конференции достигшего «степеней известных» Сальери, и для его роскошной квартиры, которая трансформируется в вечный зал ожидания на жизненном вокзале.

Истории здесь сочиняются неповторимым и противоречивым дуэтом Моцарта Вадима Истомина и Сальери Юрия Малашина. Главной становится тема художника, творчества как образа жизни. В этом спектакле есть немало потрясающих эпизодов, вроде последнего застольного пира во время вечной чумы, объединившего живых и мертвых, Пушкина и Бродского, великий Реквием и «рюмку водки на столе». Шерешевский умело сочетает в постановке самые актуальные режиссерские приемы, разные стили, меняющиеся интонации и способы актерского существования.

Ирина Алпатова


Участник Пушкинского театрального фестиваля в Пскове