Шинель
Передвижной драматический театр Республики Саха (Якутия), Нюрба
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2017 года
По Николаю Гоголю
Перевод на якутский язык: Мария Семенова
Режиссер: Юрий Макаров
Художник: Айыына Хаан
Артисты: Петр Винокуров, Людмила Васильева, Венера Никитина, Леонид Анисимов, Надежда Афанасьева, Антонина Анисимова
Спектакль идет на якутском языке с синхронным переводом
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+
Перевод на якутский язык: Мария Семенова
Режиссер: Юрий Макаров
Художник: Айыына Хаан
Артисты: Петр Винокуров, Людмила Васильева, Венера Никитина, Леонид Анисимов, Надежда Афанасьева, Антонина Анисимова
Спектакль идет на якутском языке с синхронным переводом
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+
Столичные зрители впервые знакомятся с творчеством Нюрбинского передвижного театра. Он расширяет наши представления о якутском национальном театре, ассоциирующимся, прежде всего, с театром Олонхо. В Москве коллектив из Нюрбы покажет свое прочтение русской классики – версию гоголевской «Шинели».
Юрий Макаров создает пространство поэтическое, лишенное привязок к конкретному месту и времени. Гоголевская «Шинель» у него не петербургская повесть, она помещена в сферу доисторического, мифологического. Макаров рассказывает «Шинель» как историю о жизни человека – от рождения до смерти. Это сюжет о столкновении с силами инфернальными, мистическими, произвольно играющими человеческой жизнью. Отсюда ощущение беспомощности перед ними. В спектакле Макарова царит атмосфера морока и бреда. В этом сюрреалистическом мире живые люди, маски и предметы взаимообратимы, здесь грань между реальным и воображаемым, живым и мертвым призрачна, почти неуловима. Сценический мир Макарова перенасыщен музыкой. Она изнуряет и неотвязно преследует героя, создавая вокруг него шумовую завесу. Акакий Акакиевич Петра Винокурова – главное событие этого спектакля. Он выявляет в своем герое черты трогательной детской доверчивости и хитрости. Смерть для этого Акакия Акакиевича – спасение, единственно возможное освобождение, шанс на перерождение в новой жизни и, быть может, в новой роли.
Вера Сенькина
Эта «Шинель», скорее, фантазия на гоголевские темы. Спектакль, драматургия которого во многом держится на пластике и музыке, малословен и с фабулой повести обходится вольно.
Башмачкин в подробном, сочувственном и лукавом исполнении Петра Винокурова не жертва, а герой. Это, может быть, главное открытие Нюрбинского спектакля. Пресловутая тема «маленького человека» как будто бы затерялась за мощным ощущением творческой силы этого Башмачкина.
журнал «Театр», блог