Театральная компания ЗМ
Мариус фон Майенбург

Камень

Театр на Васильевском, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Любовь Макеева)
Перевод Анастасии Риш-Тимашевой

Режиссер: Денис Хуснияров
Художник: Елена Дмитракова
Художник по свету: Александр Рязанцев
Композитор: Виталий Истомин

Артисты: Надежда Живодерова, Любовь Макеева, Илона Бродская, Давид Бродский, Мария Щекатурова, Алина Мурзагалиева, Ульяна Чекменева

Продолжительность 1 ч. 10 мин.
Возрастная категория 16+
Эта история написана с нарушением последовательности, мы же разобрали ее всю по хронологии, по кускам, по годам. На самом деле события следовали друг за дружкой, подряд, но такое впечатление, что потом автор эту историю взял, разрезал, перемешал и вновь составил. Но то, как перемешаны фрагменты, придает такую потрясающую гениальность тексту, драматург, разъединив, нарушив композицию, так филигранно и грамотно это соединил, сделав все гораздо глубже, страшнее, тоньше. Майенбург не предлагает нам театрализованности, его пьеса – это суровая история дома, семьи, целый ряд поломанных судеб. История начинается с 1935 года и продолжается до 1993-го. Вообще, новейшая история Германии во многом построена на лжи, на недосказанности, потому что почти в каждой немецкой семье есть человек – сын, отец, брат, дед, который так или иначе был причастен к фашизму. Вся Германия пропитана этим молчанием, и представители старшего поколения врут новому поколению, ну, или недоговаривают, неся внутри позорный груз. Собственно, на этом замешана вся история, то есть мы видим семьи, которые погрязли в неизжитом позоре. Но мы размышляли и шире, потому что, думаю, и в русском обществе есть огромное количество семей, где прошлое, мягко говоря, не прекрасно, где есть свои исторические травмы, прикрытые ложью. Это спектакль о мужестве заглянуть в себя, чтобы осознать, озвучить вину, держать ответ за всю свою неправедную, страшную жизнь.
Денис Хуснияров
Если Майенбург сухо строг по отношению к персонажам (аналитическая пьеса ищет корень поступка, а не человеческий объем), то русская психологическая школа, разумеется, мотивирует актеров на их оправдание, поиск внутренней сложности. Так и в спектакле Театра на Васильевском актеры при минимуме постановочных выразительных средств стремятся задать героям психологический объем. Психология героев «Камня» – это социально-политическая, историческая психология, в ней больше общего, типического, чем частного. В истории семьи отражена история страны. Пьеса Майенбурга требует от режиссера сознательного подхода к ней, гражданской позиции. И она ставится в той стране, где время «собирать камни» так и не наступило – ни на индивидуальном, ни на государственном уровне.
«Петербургский театральный журнал», блог
Современный немецкий драматург Мариус фон Майенбург рассказывает историю одного дома, трех семей и четырех времен. Дом принадлежал семье евреев. В 1935 году в ходе расистских реформ владельцы эмигрируют, продав дом за бесценок немецкой семье. Новый хозяин дома гибнет в 1945-м при оккупации Берлина советскими войсками. В 1953-м его жена и дочь переселяются в Западную Германию. Камень, который нацисты однажды швырнули в окно, женщины положили в основание легенды, будто отец погиб, спасая евреев. В 1993-м Германия воссоединяется, и они возвращаются домой.
После войны Германия пережила денацификацию в целом, но отдельные семьи создали удобные мифы – они и лежат в основе сегодняшнего самолюбования Германии. Драматург Мариус фон Майенбург не оставляет от этой основы камня на камне. В России, где тьма собственных национальных и семейных мифов, за неимением своего «Камня» играют немецкий. Но играют очень по-русски. Вот и Денис Хуснияров увлечен оправданием героев, поиском в злом доброго и психологией – тем более выпуклой психологией, чем меньше у актеров средств выразительности. Шестеро артистов сидят за массивным столом неподвижно, будто вмурованные в него камни. Их феноменальную актерскую концентрацию эксперты и отметили, выдвинув спектакль на «Золотую Маску».

Елена Ковальская