Театральная компания ЗМ
Исаак Бабель

Мария

Театр драмы, Омск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Марина Бабошина), «Лучшая мужская роль второго плана» (Александр Гончарук)
Режиссер: Георгий Цхвирава
Художник: Олег Головко
Художник по свету: Тарас Михалевский

Артисты: Валерий Алексеев, Юлия Пошелюжная, Марина Бабошина, Александр Гончарук, Владислав Пузырников, Наталья Василиади, Николай Михалевский, Сергей Канаев, Виталий Семенов, Егор Уланов, Степан Дворянкин, Кристина Лапшина, Татьяна Прокопьева, Иван Маленьких, Владислав Стогниенко, Андрей Агалаков, Николай Дементьев, Анастасия Шефер, Анастасия Моисеенко, Александр Соловьев

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
«Счастье – какой другой закон выдумали люди? Его, верно, и нет, другого закона. Счастье – не в чувстве власти над людьми и не в этой беспрестанной жадности – жадности, которую мы утолить не можем», – пишет Бабель в пьесе «Мария». С ним трудно не согласиться.
Георгий Цхвирава
Режиссер Георгий Цхвирава сумел расслышать и передать эпическое звучание пьесы Бабеля. Неслучайно спектакль Омского драматического театра, к тому же, перекликается с блоковской поэмой «Двенадцать» и, прежде всего, через постепенно проступающий в ней религиозный сюжет. В спектакле Цхвиравы ведущим становится мотив ожидания, неявного, скрываемого, в котором герои боятся признаться друг другу. Главное событие вынесено за пределы основного действия. …Художник Олег Головко рассадил зрителей на основной сцене, занавесил портал черным шинельным сукном. Среди складок этих тяжелых военных «кулис» виднеются парадные двери петербургских домов или грубо сколоченные двери сараев. Траурное сукно словно бы заглушает, «съедает» звуки улицы, сжимает и без того тесное сценическое пространство до малого пятачка. Головко вырезал в полотнище небольшие отверстия, вроде клейм, клетушек, в каждом из них разыгрывается свое собственное действие. Перед нами словно бы оживают отдельные фрагменты картины (ведь и Бабель делит свою пьесу на восемь картин), освещенные тусклым светом свечей, мигающих лампочек, теплящегося огня буржуйки. Пространство, созданное Головко, – это нора, куда сброшены или же где встречаются лишние остатки, ненужные огрызки старого мира (инвалиды, старики, мелкие торговцы, сифилитики), осколки разных социальных слоев. Тем интереснее, что в этой, на первый взгляд, безликой массе, в темноте, где не всегда разглядишь лица героев, Цхвирава с удивительной тонкостью и вниманием создает подробные портреты каждого из них. В спектакле Цхвиравы явлены два мира: тот, что отчетливо воссоздан перед нами и другой, о котором мы только слышим в разговорах, тот, что настойчиво прорывается через звуки доносящихся выстрелов. Быть может, выстрелов тех самых двенадцати, что маршируют «без креста» по улицам Петрограда и куют свой новый мир. Лихорадочная атмосфера зимнего, продуваемого со всех сторон города постепенно проникает в темное пространство ночлежки.
журнал «Письма из театра»
Исаак Бабель предсказал своей пьесе «Мария» трудную судьбу. Предсказание сбылось: сценической истории пьеса почти не имела. В ней рассказывается о жизни царского генерала Муковнина и его дочерей в послереволюционном Петрограде. Одна, Мария, ушла воевать за большевиков, другая, Людмила, остается с отцом в разоренном городе. Марию постоянно вспоминают, ее ждут, как Годо. Однако у Цхвиравы есть и другая Мария. Высоко над сценой не раз появляется женщина, замирая, будто статуя святой, наблюдая за героями в переломные для их жизни моменты. Пространство, созданное Олегом Головко, напоминает нору, в нее сброшены огрызки старого мира, осколки разных социальных слоев. В безликой, на первый взгляд, массе, в темноте, где не разглядеть лица, Цхвирава создает очень подробные портреты каждого из героев. Однако сценический мир Цхвиравы лишен надежды на чудо. Та, что безмолвно следит за героями, не проявит к ним участия. Режиссер расслышал в пьесе эпическое звучание. Он ставит ее как летопись смутного времени, с его будничными преступлениями. Вместо Марии сюда нагрянет царство Хама.

Вера Сенькина



На странице спектакля использованы фотографии Андрея Кудрявцева