Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Король Лир

Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
Премия «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа художника по костюмам» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету»
Перевод: Борис Пастернак

Режиссер и художник: Денис Бокурадзе
Художник по костюмам: Елена Соловьева
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Композитор: Арсений Плаксин
Куратор пластической лексики: Анастасия Шаброва

Артисты: Даниил Богомолов, Юлия Бокурадзе, Любовь Тювилина, Екатерина Кажаева, Сергей Поздняков, Кирилл Стерликов, Василий Яров

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
Государство, власть над судьбами других, абсолютная уверенность в правоте своих поступков, пусть даже самых опрометчивых, все это было в распоряжении Лира. Но, разделяя государство, Король теряет и власть, она утекает сквозь королевские пальцы, и отныне тот, кто вершил судьбами мира, не в состоянии распорядиться простым обедом. Рушится установившийся миропорядок, и в осознании своего бессилия Лир начинает крестный путь испытаний, в котором его сопровождает Шут. Шут как второе «я», его внутренний ребенок, воплощенный через образ то ли кормилицы, то ли потерянной матери. Шут не подначивает и не смеется над Лиром, он тот, кто пытается оградить, защитить Лира от самого себя. Но как только Король входит в состояние безумия, Шут исчезает. Он больше не нужен, ибо сам король становится шутом. Потеряв абсолютно все, вплоть до рассудка, лишившись дома, верноподданных и дочерей, Лир начинает проживать короткую, но очень яркую по ощущениям жизнь, которой был лишен прежде. Он начинает чувствовать человеческую боль. Исполнитель Лира Даниил Богомолов – молодой актер, и ему так же трудно проходить вместе со своим героем этот крестный путь испытаний, меж тем, это путь познания себя и познания Шекспира, и такое триединство дает мощный результат. Мы видим, как формируется актер.
Денис Бокурадзе
В «Грани» не любят не то что лобовых социальных высказываний, но вообще разговоров о сегодняшней действительности. Напротив, смакуют театральность, фантазируют на темы средневековых и возрожденческих картин, ухитряясь привить эти фантазии даже современной пьесе. Но непостижимым образом это их эстетство откликается на нынешнее состояние умов. Мрачный, в духе Босха «Король Лир», где одни и те же актеры играют и положительные, и отрицательные роли, стал виртуозной, графически прорисованной притчей о зыбкости человеческих представлений о добре и зле.
«Петербургский театральный журнал», блог
«Король Лир» Дениса Бокурадзе, как водится в его маленьком театре «Грань», практически не рассматривает политическую линию шекспировской трагедии. Впрочем, к линии семейной он тоже по большому счету равнодушен. Бокурадзе, скорее, занят истоком пьесы. А исток, как известно, в древних страшных легендах-притчах. Режиссер не просто создает пространство запутанной интриги, не только атмосферу удушливого, погруженного в вечный мрак социума, но решает пьесу как притчу о крестном пути, который у каждого свой, и которого никому не удается избежать.
Однотонные, мрачноватые одежды из валяной шерсти намеренно делают героев похожими друг на друга. Тем более, что одни и те же актеры исполняют и положительные, и отрицательные роли. Так, верного Кента и вероломного Эдмунда играет один и тот же Сергей Поздняков, а Юлия Бокурадзе из вкрадчивой, лживой Реганы легко превращается в субтильного, печального Шута. В центре, разумеется, король. Лир, каким его исполняет Даниил Богомолов, вовсе лишен чувства юмора. Атмосфера, которую он создал в королевстве, одновременно и беспросветна, и призрачна. Ему кажется, что он держит бога за бороду, но на самом деле он на каждом шагу натыкается на туман, сумерки или тьму.

Наталия Каминская

На странице использованы фотографии Леонида Яньшина

ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: