Театральная компания ЗМ

Последние дни

Российский академический Молодежный театр, Москва
по Михаилу Булгакову, Александру Пушкину, Борису Акунину

фантазия на тему

Режиссер: Алексей Бородин
Художник: Станислав Бенедиктов
Композиторы: Натали Плэже, Алексей Кириллов
Художник по костюмам: Валентина Комолова
Художник по свету: Нарек Туманян
Режиссер по пластике: Андрей Рыклин

Артисты: Дмитрий Кривощапов, Максим Керин, Павел Хрулев, Анастасия Прокофьева, Анна Тараторкина, Ирина Таранник, Мария Турова, Алексей Блохин, Ирина Низина, Янина Соколовская, Рамиля Искандер, Дарья Семенова, Александр Гришин, Олег Зима, Петр Панченко Виктор Шишкин, Александр Пахомов, Виталий Тимашков, Андрей Сипин, Алексей Веселкин, Александр Девятьяров, Александр Доронин, Алексей Мясников, Александр Рагулин, Илья Исаев, Виктор Цымбал, Андрей Бажин, Владислав Погиба, Алексей Гладков, Виталий Круглик, Иван Юров

Продолжительность 3 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+
Соединив пушкинский «Медный всадник», последнюю пьесу Булгакова и «Убить змееныша» Бориса Акунина, Алексей Бородин создал сложный спектакль-микст, продолживший линию «общественно-политических» постановок РАМТа. В «Нюрнберге» и в «Демократии» режиссер исследовал историю Германии, «Последние дни» посвящены переломным моментам российской истории. Сценограф Станислав Бенедиктов создал обобщенный образ пространства империи, где строгие колонны и висящие квадраты – вертикали и горизонтали, имеют странную подвижность. Подует ветерок, и то, что кажется монолитом, начнет раскачиваться как качели. Все обманно, все неустойчиво, подвластно метели, и ее порывами определяется («мело мело по всей земле во все пределы» – строки Пастернака вполне могли бы стать эпиграфом к спектаклю). Это ощущение зыбкости – страны, империи, почвы – может быть, главный образ и посыл сложносочиненного и прямого по мысли спектакля.
интернет-издание «Театрал-online»
Режиссеру было важно показать пересечение времен, в чьем мучительном сбое слышна неразгаданная подцензурная судьба поэта и истории его страны. Порой кажется, что пьеса Булгакова подходила для этого разве что косвенно. Мысль Бородина движется интереснее, острее, чем тот биографический принцип, которому в сущности следует Булгаков. Бородину интересно понять, как двигалась сама историческая мысль Пушкина в контексте его судьбы и творчества. Отчего, начав с восторженного поклонения фигуре Петра и его государственным преобразованиям, он замер, погрузившись в архивы и все больше узнавая правду. Отчего камер-юнкер, нанятый государем-императором на работу для написания истории Петра, так и не написал ее. И отчего разрушился его собственный миф о Петре. Вместо него в болдинскую осень 1833 года родился «Медный всадник», взбесивший Николая и вплоть до 1904 года печатавшийся с цензурными купюрами. Сложность задачи, которую пытается решить Алексей Бородин и РАМТ, состоит в том, чтобы две исторические пьесы соединить не столько историческим, сколько поэтическим образом, увидеть, как в пушкинской поэме отразилась его собственная судьба и история государства российского.
Российская газета
На странице использованы фото Марии Моисеевой