Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Король Лир

Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Николай Ротов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Игорь Василевский)
сон без антракта по мотивам трагедии

Режиссер-постановщик: Петр Шерешевский
Художники-постановщики: Александр Мохов, Мария Лукка
Художник по свету: Александр Рязанцев

Артисты: Николай Ротов, Елена Мишина, Радик Князев, Дарья Гришаева, Антон Петров, Екатерина Логинова, Андрей Демышев, Игорь Василевский, Михаил Солодянкин, Вадим Истомин

Продолжительность 1 ч. 45 мин.
Возрастная категория 18+
Прикосновение к классическому материалу – всегда работа с мифом. Попытка, помня обо всех существовавших до тебя прочтениях, найти очень личный взгляд на архетипический текст. Для меня «Король Лир» – перепросмотр прожитой жизни, попытка покаяния, осознания собственных грехов. События прошлого и настоящего преломляются в сознании человека в историю короля, раздавшего свое царство дочерям. События пьесы раскалываются на два временных пласта, и оказывается, что Лир и Эдмонд – это один человек. Вот он, еще молодой, идущий напролом к своей цели. Стоило ли так хотеть, так идти по головам близких и родных? Какая цель стоила того? Это история просыпающейся совести, запоздало, когда уже ничего нельзя изменить. Но ценная тем, что совесть, оказывается, всегда живет в каждом из нас. История про то, что человек конечен, и «с собой не возьмешь», а ответ держать придется.
Петр Шерешевский
Спектакль Петра Шерешевского начинается там, где почти заканчивается трагедия Шекспира. На сцене – одинокий старик, находящийся в шаге от смерти и сколачивающий себе гроб. Все происходящее в дальнейшем – воспоминания Лира, весьма похожие на предсмертный бред. Угасающее сознание вспышками выхватывает события прошлой жизни; развенчанный король пытается понять таинственный расклад судьбы, хоть как-то объяснить трагическую развязку. Постижение скрытых законов реальности становится смысловым стержнем ижевского спектакля. На протяжении всего действия Лир не покидает сцены, он, словно тень, следует за другими героями, поскольку они – воплощение фантомной боли, мучительные воспоминания о неверно прожитой жизни.
газета «Экран и сцена»
Средневековый аналог механизма королевской власти – это колесо фортуны, на котором правитель возносится вверх, достигает зенита, и с которого низвергается. Круговорот событий во времени, разрыв цепочки повторений и стремление остановить неумолимое движение колеса – и есть сюжет «Лира» в удмуртской Русской драме. Пространство этого «Лира» – обобщенно-поэтическое, пустое пространство трагедии, отсылающее к образам литовской режиссуры. Основной элемент сценографии – гигантские производственные катушки, на которых каждый герой буквально вплывает, перебирая ногами, крутя свое «колесо фортуны», через пронизанные светом прорехи в занавесе. В другой сцене эти катушки сминают персонажей, прокатываются по их телам. Но это не безличный образ рока. В пространстве шекспировской трагедии каждый мнит себя хозяином судьбы, каждый совершает волевое движение, правда, не зная о том, что все уже однажды было. Чтобы остановить колесо, выйти из череды повторяемостей, необходимо припоминание. Обретение исторической памяти, а вместе с нею ответственности за прошлое – безусловно современный сюжет. Возможно потому спектакль Шерешевского в какой-то момент мигрирует с территории экзистенциального прозрения на территорию «злобы дня», где в финале теплушка увозит арестованного Лира куда-то на Восток.

Татьяна Джурова

На странице использованы фотографии Игоря Тюлькина