Театральная компания ЗМ

Три толстяка. Эпизод 1. Восстание/ Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа художника по костюмам» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль второго плана» (Аграфена Петровская, Ируте Венгалите), «Лучшая мужская роль второго плана» (Дмитрий Воробьев)
по мотивам произведений Юрия Олеши

Режиссер-постановщик: Андрей Могучий
Художник-постановщик, художник по костюмам: Александр Шишкин
Автор световой концепции: Эй Джей Вайссбард («Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»)
Композитор: Роман Дубинников
Текст: Светлана Щагина
Видеохудожник: Константин Щепановский («Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»), Олег Михайлов («Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»)
Музыкальный руководитель: Анна Вишнякова
Свет: Константин Удовиченко («Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»), Денис Солнцев («Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»)
Звукорежиссер: Алексей Титов
Художник по движению: Сергей Ларионов
Репетитор по пластике: Максим Пахомов
Постановщики цирковых трюков: Александра Польди, Алексей Савельев («Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»)
Ассистент режиссера: Александр Никаноров, Антон Морозов, Арсений Бехтерев
Ассистент художника по костюмам: Сергей Илларионов
Автор аранжировки: Семен Мендельсон

Артисты: Александр Ронис, Марина Игнатова, Елена Попова, Ирина Патракова, Дмитрий Воробьев, Диана Шишляева, Ольга Ванькова, Виктор Княжев, Рустам Насыров, Виктор Бугаков, Александра Магелатова, Елена Осипова, Полина Дудкина, Дмитрий Смирнов, Ируте Венгалите, Анатолий Петров, Валерий Дегтярь, Геннадий Блинов, Юлия Дейнега, Глафира Лаврова, Карина Разумовская, Ольга Семенова, Екатерина Старателева, Полина Толстун, Варвара Павлова, Семен Мендельсон, Аграфена Петровская, Максим Бравцов, Алексей Винников, Евгений Леденев, Егор Медведев, Глеб Пихлакас, Дмитрий Смирнов, Иван Федорук, Сергей Городничий, Алексей Гурманов

Исполнители особых трюков: Максим Кагин, Софья Потапенко

Оркестр: Александр Захаренко, Владимир Розанов, Николай Рыбаков, Георгий Соловьев

В спектакле «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание» принимают участие студенты РГСИ, курс А. Могучего

Продолжительность каждого из спектаклей 2 ч.
Возрастная категория 12+
Спектакль Могучего – не инсценировка известного романа Юрия Олеши, а свободные вариации по его мотивам. В них находится место и доктору Гаспару Арнери, и труппе бродячих цирковых артистов, и вождю революционеров Тибулу, но предлагаемые обстоятельства для хрестоматийных героев перепридуманы вчистую.
В «Трех толстяках» режиссер в очередной раз присягает на верность Набокову, призывавшему художников охранять «суверенные границы искусства» от посягательства политики и истории. По-настоящему остроактуальным, принадлежащим сегодняшнему дню спектакль делают вовсе не злободневные аллюзии, а само устройство его сценической ткани – не публицистическое, но поэтическое, воздействующее не темой, но ритмикой, фактурой, интонацией, монтажом, метаморфозами, ассоциативной игрой. Идеальным эпиграфом к «Трем толстякам» могла бы стать реплика из давнего циркового «Кракатука» Могучего, с которой церемониймейстер обращался к публике: «Включите свое воображение и не обращайте внимания на то, что я буду говорить».
События спектакля разворачиваются в пространстве контуженной постапокалиптической безнадеги. Катастрофа прошла сквозь людские тела, исказив их до неузнаваемости: самые запоминающиеся герои первого эпизода «Трех толстяков» – безымянный человек-громкоговоритель с вырастающим откуда-то из позвоночника гигантским мегафоном и клоун-марионетка с деревянными протезами вместо рук. Дерзкие синкопированные ритмы и смещенные плоскости художника Александра Шишкина смотрятся очевидным оммажем Юрию Анненкову и Моисею Левину – сценографам-конструктивистам, определившим визуальный строй спектаклей БДТ 1920-х – начала 1930-х. Вспыхивая на планшете, выстроенное в логике «монтажа аттракционов» Эйзенштейна, действие быстро преодолевает силу земного притяжения, устремляясь вглубь и ввысь: Могучий использует весь объем сцены, заставляя артистов карабкаться по занавесу, как по отвесной скале, парить на лонжах под колосниками и балансировать на канате над замершим от ужаса и восторга зрительным залом.
газета «Коммерсант»
Блокбастер, феерия, цирковой балаган – любое из этих определений подходит к двухсерийной (и это не предел, продолжение следует!) антиутопии Андрея Могучего. И ни одно его не исчерпывает. Здесь на отвесной стене выводит формулы полубезумный ученый Гаспар Арнери, под колосники взмывает отряд светлой космической энергии «Розовые дамы», прямо над головами зрителей теряет равновесие подстреленный канатоходец Тибул, на сцену в клубах дыма выезжает танк. А все потому, что сгусток темной энергии Т3 захватил власть, и народ поднял восстание. Спектакль насквозь прошит легко считываемыми знаками массовой культуры: от артековских панамок до саундтрека к «Твин Пиксу», и аллюзии на современность возникают сами собой. Временем действия становится грандиозная катастрофа, которая неизвестно, когда началась, и неясно, закончится ли. После первых двух частей исход битвы техничного и уверенного в себе зла и на редкость рассеянного и неряшливого добра все еще под вопросом, но апокалиптический хаос завораживает сам по себе.
Юлия Клейман
На странице использованы фотографии Стаса Левшина