Театральная компания ЗМ

Птифуры

Театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в театре кукол» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
скетчи про старичков и старушек

Автор идеи: Катя Ионас
Режиссер, художник-постановщик: Анна Викторова

Артисты: Катя Ионас, Кирилл Смирнов, Татьяна Ионас

Продолжительность: 1 ч.
Возрастная категория 12+
Я бы очень хотела, чтобы к нам в театр приходили зрители всей семьей. Для этого мы и придумали такой спектакль. Маленьким зрителям мы попытались рассказать, что их бабушки и дедушки ничем не отличаются от своих внуков. Они могут не только воспитывать, но и веселиться, и хулиганить, и грустить. Что они тоже мечтают о подарках и любят пирожные, особенно знаменитые «птифуры» из петербургских кондитерских. А для себя мы открыли, что бабушки и дедушки – это такой вид человека. Несмотря на огромный жизненный опыт, они беззащитны и нуждаются во внимании, у них есть характерные причуды и особенности поведения. «Жил на свете старичок…» или «На свете старушка спокойно жила…» – даже в литературе они сразу появляются старичками. У Эдварда Лира, Маршака и Хармса, Генриха Сапгира и Олега Григорьева – у всех у них есть короткие истории про старичков и старушек. Мы собрали эти истории, а объединило их стихотворение Маши Рупасовой «Старушкопад». С их помощью мы хотим объяснить зрителям, как интересно дружить с бабушками и дедушками и как важно их любить.
Анна Викторова
В руках актеров – изумительные пожилые леди, у каждой из которых своя история. Одна – балерина на пенсии и теперь учит танцам лягушонка, другая ходит продавать молоко за тридевять земель от дома, третья вырезает из бумаги фигурки и слушает радиоспектакль «Маугли» на полную катушку... В общем, у каждой свое маленькое сумасшествие, и первая на них реакция – это снисходительно хихикнуть, мол, старухи, что с них взять. А потом происходит волшебное: все эти бабушки с их странностями открываются с другой стороны и попадают тебе прямо в сердце. Они все девчонки в дряхлом теле. Озорные, выносливые, жаждущие любви. Они любят кататься на коньках, пускать пузыри, возиться с собакой – они делают те же обычные вещи, что и раньше, только теперь в глазах других они почему-то выглядят смешно и нелепо. Спектакль Анны Викторовой мощнее, чем может показаться на первый взгляд. Для детей, наверное, про то, что бабушки смешные, полезные и хорошо с ними дружить. А для взрослых – это настоящее откровение о жизни и старении (или, наоборот, о нестарении); откровение сентиментальное, трогательное, нежное.
журнал «Петербургский театрал»
«Птифуры» – это не пирожные, это озорные старики и старушки, которые никак не хотят взрослеть. Крошечные, тщательно проработанные марионетки размещаются на столе в руках двух азартных артистов, что относятся к своим подопечным с юмором и нежностью. Самих старичков – множество, у каждого эпизода – свои герои. В их облике нет ничего умильного, напротив: морщинки на землистого цвета лицах, сгорбленные плечики, видавшие виды наряды. Но внутри каждого горит не искра – огонь! Двое серьезных пенсионеров выделывают пируэты на коньках, бывшая балерина обучает основам хореографии лягушонка. Если, как считал сентименталист Лоренс Стерн, «господствующая страсть и заблуждения сердца и есть то самое, что отмечает человеческий характер», то положенные на музыку лимерики подчеркивают в героях не только самое смешное, но и самое главное. То, что заставляет одну бабушку тащить за тридевять земель ведро молока на продажу (в аукцион поневоле вовлечется весь зал), а другую вырезать ночью бумажный театр и пылко выкрикивать реплику Маугли «Я – человек!».

Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Елены Дзюбановой