

ДЕМОКРАТИЗМ КАК ПРИНЦИП И ЦЕННОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ
Выездная сессия ежегодной Конференции менеджмента театральных фестивалей
Институт театра. Образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска»
Международная театральная олимпиада 2019
Совместно с Александринским театром
Участники:
Куратор и модератор Конференции – Антон Флеров, куратор программ Института театра
Модератор - Юлия Клейман
Конференция фестивального театрального менеджмента была инициирована два года назад Институтом театра как ответ на развивающиеся международное сотрудничество театральных фестивалей. Конференция призвана стать площадкой для регулярного общения и обмена опытом административного и художественного менеджмента театральных фестивалей. Конференция проходит ежегодно весной в Москве, находящейся на перекрестке глобальных культурных процессов, и уже стала важным событием, которое содействует развитию международного фестивального движения.
Конференция в большей степени адресована профессионалам в области театра. Она собирает директоров, художественных руководителей, старших кураторов театральных фестивалей и фестивалей исполнительских искусств. Дискуссии в рамках Конференции в основном посвящены профессиональным вопросам и проблемам (планирование, тайминг, договорные отношения, страновые риски, логистика, техническое обеспечение, площадки для проведения мероприятий и т.д.). Различные форматы, социальные и политические контексты, бизнес-стратегии и разная аудитория фестивалей предполагают различные подходы к решению одних и тех же проблем и, таким образом, дают пищу для профессионального разговора и плодотворной дискуссии.
Профессиональный, даже «технический» характер дискуссий на Конференции оставляет мало возможностей для рассмотрения основных ценностей и принципов фестивального движения, которые обеспечивают продуктивность общения. Эти ценности разделяют все, и именно они делают фестивали такими важными художественными явлениями. Об этих ценностях и принципах нужно говорить, и фестивали должны играть свою роль в развитии искусства и общества, как культурные производители и социальные агенты.
Одним из таких определяющих принципов является фундаментально демократический характер фестивалей. Фестивали нацелены на продвижение новых форм и форматов театра, новых жанров и эстетик, самых неожиданных и невозможных коллабораций (также, как и самых ожидаемых), имеют возможность отклоняться от доминирующих форм и тенденций художественного рынка и политических идеологий, культивируют гостеприимную атмосферу и партиципаторный характер. Эта открытость фестивалей не приносит результатов, если она не основывается на коллективном усилии художников, менеджеров и аудитории.
Фестивали, особенно новейшие формы программирования фестивалей, дают пример искусства на основе солидарности и сотрудничества. Принципы демократии становятся смыслообразующими для фестивалей. Открытость художественного процесса и взаимозависимость его участников исключают дискриминацию, любые формы художественного и политического фундаментализма. Фестивали стали лучшими агентами по продвижению искусства меньшинств. Даже граница между «высоким» и массовым искусством постоянно подвергается сомнению, потому что фестиваль по своей природе является праздничным событием и поводом для того, чтобы быть вместе. Это чувство единства не исключает противоречий, различных точек зрения, разных мировоззрений, не растворяет все в обобщенной и унифицированной массе. Фестиваль – это место для непримиримого, но не враждебного, основанного на аргументах и взаимном уважении диалога.
13 ноября 2019 г.
12.00–21.00
Площадки Новой сцены Александринского театра
Серия публичных лекций, семинаров и мастер-классов участников Выездной сессии Конференции об организации и программировании международных фестивалей.
12.00–13.30
Евгения Колесникова: MITsp: международный фестиваль по-бразильски
Черный зал
Гундега Лайвина: От здания к пространству совместности
Медиацентр
13.30–15.00
Фу Куен Танг: Программирование Фестиваля искусств в Тайбее
Черный зал
Хироми Маруока: TPAM, новая модель между фестивалем и рынком
Медиацентр
15.00–16.30
Мартине Денвальд: Солидарное действие. О деколониальных и антидискриминационных практиках для фестивалей
Черный зал
Андерс Бейер: Искусство переопределения фестиваля
Медиацентр
16.30–18.00
Екатерина Якимова: Как сделать фестиваль искусств. На примере фестиваля «Территория»
Черный зал
Гаурав Крипалани: Искусство в молодой демократии – история Сингапура
Медиацентр
18.00–19.30
Офелия Хуанг: ACT Шанхай: фестиваль, театр и город
Черный зал
Саид Асади: Новые горизонты для национальных и международных фестивалей в Иране: возможности и вызовы
Сепер Шарифзаде: Изменяя фестиваль в Иране с учетом культурных и региональных факторов
Медиацентр
19.30–21.00
Марк Болл: Фестивали для будущего
Черный зал
Штефани Карп: Может ли искусство изменить социальную среду? Программирование Ruhrtriennale
Медиацентр
14 ноября 2019 г.
14.00–18.00
Фойе Новой сцены Александринского театра
Дискуссия участников Выездной сессии Конференции менеджмента театральных фестивалей
Практики и механизмы реализации принципов демократизма при организации фестивалей.
Темы для обсуждения:
● Фестиваль как европейское изобретение и его географические и культурные ограничения;
● Театральный фестиваль между глобальным рынком и локальным контекстом;
● Место проведения фестивальная– как ограничение и как возможность;
● Опасность колониального подхода при программировании театрального фестиваля;
● Элитарность фестивальной театральной продукции;
● Размывание жанровых границ как цель театрального фестиваля;
● Изменение критериев профессионализма в современном театре;
● Партиципаторные практики фестивалей;
● Программирование фестиваля на базе местных сообществ;
● Фестиваль как общая ценность и возможность ее обсуждения и пересмотра
Международная театральная олимпиада 2019
Совместно с Александринским театром
Участники:
- Саид Асади Международный театральный фестиваль «Фаджр» (FITF), Иран
- Андерс Бейер Бергенский международный фестиваль, Норвегия
- Марк Болл Манчестерский международный фестиваль (MIF), Великобритания
- Мартине Денвальд фестиваль Theaterformen, Германия
- Штефани Карп Ruhrtriennale, Германия
- Евгения Колесникова Международный театральный фестиваль в Сан-Пауло (MITsp), Бразилия
- Гаурав Крипалани Сингапурский международный фестиваль искусств (SIFA), Сингапур
- Гундега Лайвина Международный фестиваль современного театра Homo Novus, Латвийский институт нового театра (NTIL), Латвия
- Хироми Маруока TPAM форум перформативных видов искусства в Иокогаме, Центр арт-коммуникации Тихоокеанского региона (PARC), Япония
- Фу Куен Танг Фестиваль искусств в Тайбее, Тайвань, Китай
- Сепер Шарифзаде NH театральное агентство, Иран
- Офелия Ядаи Хуанг Шанхайский центр драматического искусства и Шанхайский международный театральный фестиваль ACT, Китай
- Екатерина Якимова Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Россия
Куратор и модератор Конференции – Антон Флеров, куратор программ Института театра
Модератор - Юлия Клейман
Конференция фестивального театрального менеджмента была инициирована два года назад Институтом театра как ответ на развивающиеся международное сотрудничество театральных фестивалей. Конференция призвана стать площадкой для регулярного общения и обмена опытом административного и художественного менеджмента театральных фестивалей. Конференция проходит ежегодно весной в Москве, находящейся на перекрестке глобальных культурных процессов, и уже стала важным событием, которое содействует развитию международного фестивального движения.
Конференция в большей степени адресована профессионалам в области театра. Она собирает директоров, художественных руководителей, старших кураторов театральных фестивалей и фестивалей исполнительских искусств. Дискуссии в рамках Конференции в основном посвящены профессиональным вопросам и проблемам (планирование, тайминг, договорные отношения, страновые риски, логистика, техническое обеспечение, площадки для проведения мероприятий и т.д.). Различные форматы, социальные и политические контексты, бизнес-стратегии и разная аудитория фестивалей предполагают различные подходы к решению одних и тех же проблем и, таким образом, дают пищу для профессионального разговора и плодотворной дискуссии.
Профессиональный, даже «технический» характер дискуссий на Конференции оставляет мало возможностей для рассмотрения основных ценностей и принципов фестивального движения, которые обеспечивают продуктивность общения. Эти ценности разделяют все, и именно они делают фестивали такими важными художественными явлениями. Об этих ценностях и принципах нужно говорить, и фестивали должны играть свою роль в развитии искусства и общества, как культурные производители и социальные агенты.
Одним из таких определяющих принципов является фундаментально демократический характер фестивалей. Фестивали нацелены на продвижение новых форм и форматов театра, новых жанров и эстетик, самых неожиданных и невозможных коллабораций (также, как и самых ожидаемых), имеют возможность отклоняться от доминирующих форм и тенденций художественного рынка и политических идеологий, культивируют гостеприимную атмосферу и партиципаторный характер. Эта открытость фестивалей не приносит результатов, если она не основывается на коллективном усилии художников, менеджеров и аудитории.
Фестивали, особенно новейшие формы программирования фестивалей, дают пример искусства на основе солидарности и сотрудничества. Принципы демократии становятся смыслообразующими для фестивалей. Открытость художественного процесса и взаимозависимость его участников исключают дискриминацию, любые формы художественного и политического фундаментализма. Фестивали стали лучшими агентами по продвижению искусства меньшинств. Даже граница между «высоким» и массовым искусством постоянно подвергается сомнению, потому что фестиваль по своей природе является праздничным событием и поводом для того, чтобы быть вместе. Это чувство единства не исключает противоречий, различных точек зрения, разных мировоззрений, не растворяет все в обобщенной и унифицированной массе. Фестиваль – это место для непримиримого, но не враждебного, основанного на аргументах и взаимном уважении диалога.
13 ноября 2019 г.
12.00–21.00
Площадки Новой сцены Александринского театра
Серия публичных лекций, семинаров и мастер-классов участников Выездной сессии Конференции об организации и программировании международных фестивалей.
12.00–13.30
Евгения Колесникова: MITsp: международный фестиваль по-бразильски
Черный зал
Гундега Лайвина: От здания к пространству совместности
Медиацентр
13.30–15.00
Фу Куен Танг: Программирование Фестиваля искусств в Тайбее
Черный зал
Хироми Маруока: TPAM, новая модель между фестивалем и рынком
Медиацентр
15.00–16.30
Мартине Денвальд: Солидарное действие. О деколониальных и антидискриминационных практиках для фестивалей
Черный зал
Андерс Бейер: Искусство переопределения фестиваля
Медиацентр
16.30–18.00
Екатерина Якимова: Как сделать фестиваль искусств. На примере фестиваля «Территория»
Черный зал
Гаурав Крипалани: Искусство в молодой демократии – история Сингапура
Медиацентр
18.00–19.30
Офелия Хуанг: ACT Шанхай: фестиваль, театр и город
Черный зал
Саид Асади: Новые горизонты для национальных и международных фестивалей в Иране: возможности и вызовы
Сепер Шарифзаде: Изменяя фестиваль в Иране с учетом культурных и региональных факторов
Медиацентр
19.30–21.00
Марк Болл: Фестивали для будущего
Черный зал
Штефани Карп: Может ли искусство изменить социальную среду? Программирование Ruhrtriennale
Медиацентр
14 ноября 2019 г.
14.00–18.00
Фойе Новой сцены Александринского театра
Дискуссия участников Выездной сессии Конференции менеджмента театральных фестивалей
Практики и механизмы реализации принципов демократизма при организации фестивалей.
Темы для обсуждения:
● Фестиваль как европейское изобретение и его географические и культурные ограничения;
● Театральный фестиваль между глобальным рынком и локальным контекстом;
● Место проведения фестивальная– как ограничение и как возможность;
● Опасность колониального подхода при программировании театрального фестиваля;
● Элитарность фестивальной театральной продукции;
● Размывание жанровых границ как цель театрального фестиваля;
● Изменение критериев профессионализма в современном театре;
● Партиципаторные практики фестивалей;
● Программирование фестиваля на базе местных сообществ;
● Фестиваль как общая ценность и возможность ее обсуждения и пересмотра