Театральная компания ЗМ
Антонин Дворжак

Русалка

Большой театр, Москва

Премия «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника по костюмам»
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в опере»,  «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Динара Алиева), «Лучшая мужская роль» (Олег Долгов)

опера в 3-х действиях
Либретто Ярослава Квапила

Дирижер-постановщик: Айнарс Рубикис
Режиссер-постановщик: Тимофей Кулябин
Сценограф: Олег Головко
Художник по костюмам: Галя Солодовникова
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Видеодизайнер: Александр Лобанов
Главный хормейстер: Валерий Борисов
Драматург: Илья Кухаренко
Дирижер сценического оркестра: Леонид Чистяков
Режиссер мимического ансамбля: Наталия Красноярская

Артисты: Михаил Казаков, Динара Алиева, Елена Манистина, Олег Долгов, Юлия Мазурова, Мария Лобанова, Роман Муравицкий, Альбина Латипова, Светлана Лачина, Алина Черташ, Юрий Сыров

Драматические роли: Сергей Вершинин, Екатерина Жукова-Чумаченко, Василий Кузнецов, Наталья Кургина, Юрий Брешин, Павел Медведицин, Иван Литвинов, Елена Федорова, Василий Тимонин

Артисты мимического ансамбля Большого театра

Исполняется на чешском языке с супратитрами

Продолжительность 3 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+
Это очень убедительная партитура, заставляющая тебя не только наслаждаться дворжаковскими мелодиями, но и верить в чувства героев, которые поют на сцене. Эти герои, как правило, радикальные идеалисты, они верят в возможность идеальной любви, не знающей преград, и так далее. Этот мир романтиков-идеалистов меня очень интересует, поскольку я живу сегодня в мире противоположном. Мне было важно придумать такой рисунок, чтобы Русалка в спектакле оказывалась максимально разной, чтобы ее характер развивался и очень сильно менялся от действия к действию. В результате в этом спектакле появились три очень разных акта. И эта разность не только в декорациях, не только в приеме смены реальностей или природе актерского существования. Эта разность прежде всего в том, насколько разная в каждом из этих актов Русалка.
Тимофей Кулябин
Тимофей, при всей смелости своих режиссерских решений, на мой взгляд, умеет обнажить суть, истинный смысл многих страниц партитуры. Через сюжетные обострения ему удается убрать какие-то традиционные наслоения, которые часто не отражают подлинного замысла, а, наоборот, его затуманивают. Мне не кажется, что кулябинская режиссура специально что-то перекручивает или выморачивает в оригинальном сюжете. Все, что делается, делается во имя сохранения авторских намерений, а не для того чтобы их сломать. Этот подход очень заразителен. Он провоцирует и меня как дирижера взглянуть на эту прекрасную и пока еще редко звучащую в России музыку свежим взглядом. А это не так просто сделать, как кажется.
Айнарс Рубикис
В основе сценографического решения нашего спектакля находится двухъярусная конструкция. В первом и втором актах она как бы предстает перед зрителем только одним своим этажом – верхним или нижним, а в финальном третьем действии срастается воедино. Но при этом контраст между верхним и нижним этажами сохраняется. И это ставит перед художником сложную задачу. Несмотря на всю разность этих пространств, они должны превратиться в единую декорацию. И единственное, что их объединяет, это взгляд центрального персонажа – Русалки, которая волею своего воображения превращает обыденную действительность в волшебную сказку. Такое двойственное восприятие мира, как разделенного на несовершенную реальность и идеальную сюрреальность, – основа множества романтических сюжетов, к которым безусловно принадлежит и «Русалка».

Олег Головко

На странице использованы фотографии Дамира Юсупова