Театральная компания ЗМ
Маша Конторович

Мама, мне оторвало руку

Театр юного зрителя, Красноярск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2020 года
Режиссер: Никита Бетехтин
Художник: Надежда Скоморохова

Артисты: Елена Кайзер, Вячеслав Ферапонтов, Лилия Медведева, Светлана Шикунова, Сафия Байрамова, Михаил Гольцов, Антон Заборовский, Екатерина Кузюкова, Екатерина Подлесная, Анатолий Пузиков, Алина Старикова, Геннадий Стариков, Артем Токмаков

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
Маша Конторович нашла очень точную формулу повседневного существования подростков: «Когда тебе 16, ты живешь ну как бы на грани. Ты как бы постоянно то, как Кобейн, то, как Северус Снегг. Ну... Легкость такая». Нет никакого среднего значения, только противоположные состояния – либо то, либо это. Этот спектакль мы адресовали тем, кому уже есть шестнадцать, тем, кому это еще предстоит, и тем, кто уже это пережил и наблюдает со стороны, советуя молодым людям, как нужно жить… Меняются поколения, культура, мировоззрение, способы коммуникации, а по факту каждое поколение шестнадцатилетних во все времена сталкивается с трудностью самоопределения – как в борьбе за оригинальность не потерять самого себя.
Никита Бетехтин
«Мама, мне оторвало руку» – пьеса молодого екатеринбургского автора о том, как зыбко и неустойчиво ощущается жизнь в шестнадцать лет, в Красноярском ТЮЗе стала пронзительным высказыванием о полном банальностей мире, требующем от подрастающего человека оригинальности. Елена Кайзер не играет подростка, лишь обозначает несколькими внешними штрихами состояние своей героини – девочки в шапке с единорогом, отчаянно стремящейся быть крутой, но настоящей. Мир предлагает ей подиум (героиня учится в школе моделей) – здесь все живут напоказ, здесь все на виду и соревнуются в «самости», которая парадоксальным образом всех обезличивает. Эта Маша – разная с каждым новым человеком: робкая и покорная с циничным абьюзером, дергающим ее за поводок, скучающая от непонимания и уворачивающаяся от разговора с матерью, навязывающей стереотипные требования, вроде «Стань уже кем-нибудь». В пьесе Конторович есть резкий переход от комедийной мелодрамы в трагедию, резкий слом – в спектакле Бетехтина роковое событие с героиней становится неизбежной закономерностью в требовательном и равнодушном мире, окружающем подростка.
интернет-издание «Летающий критик»
Интересно наблюдать, как восходит на сценическом небосводе звезда Маши Конторович, яркой представительницы уральской школы драматургии, ученицы Николая Коляды. Их встреча с неугомонным в своей жажде нового во всех формах и форматах Красноярским ТЮЗом была предопределена. Никита Бетехтин и сценограф Надежда Скоморохова организуют пространство на манер подиума, что диктует, с одной стороны – сверхскорый темп игры, с другой – зеркальность восприятия спектакля частью зрителей, а, следовательно, особого рода симультанность. Найдя форму и прием, режиссер идет дальше и читает остросовременный текст с пристальным вниманием к подробностям и деталям предлагаемых обстоятельств (качество редкое для молодой режиссуры). Спектакль – один из редких примеров обретения современной драматургией, в силу ряда причин рассчитанной на камерное пространство, дыхания большой формы.

Нияз Игламов

На странице использованы фотографии Фрола Подлесного