Вместе с командой я прочитала пьесу как историю о пути развития человека, о принятии на себя личной ответственности. Это выходит за рамки пола и гендера.
Лично я отношусь к Марлин, как к себе, с долей самоиронии, но с большой любовью. Иногда с отвращением. Иногда с восхищением. Это настоящий протагонист, конечно, я вкладываю в нее свои идеи. Менять ее решения и поступки бы не стала, без них она бы не прошла своего пути и не оказалась бы там, где она оказалась.

Галина Жданова, интервью интернет-изданию «Moon cake»
Знакомая ситуация: когда классический конфликт между желанием и долгом разворачивается в душе женщины, долг этот чаще всего материнский. В то же время в спектакле специфический женский опыт выступает скорее не как самостоятельный объект исследования, а как предлагаемое обстоятельство, условие задачи. Главный же предмет интереса режиссера Галины Ждановой и актеров Социально-художественного театра – сама ситуация совершения выбора и принятия его последствий.
Композиция спектакля выстроена так, что исходное событие, которое проясняет остальное действие, раскрывается только в финале, в сцене флешбэка в прошлое Марлин. Предшествующие эпизоды – что-то вроде длительной экспозиции, описывающей настоящее героини во многих подробностях. В такой структуре видится определенное сходство с процессом психотерапии, где происходит похожее движение от текущих обстоятельств, как правило, неблагополучных, к прошлому, ставшему причиной кризиса. Собственно, обращение к психотерапевтическим методикам прямо заявлено в аннотации к спектаклю, в работе над ним участвовала гештальт-терапевт Ольга Плистик.

«Петербургский театральный журнал», блог
Марлин, девочка из британского захолустья, уехала в Лондон, много и усердно работала, получила руководящий пост в крупном кадровом агентстве и, как положено в таких случаях, устроила званый ужин. Только пришли на него не коллеги по работе, а весьма странная компания: безумная Грета, персонаж картины Брейгеля, Папесса Иоанна, умудрившаяся побыть главой католической церкви, викторианская путешественница Изабелла Берд, японская куртизанка госпожа Ниджо и терпеливая Гризельда, героиня рассказа Чосера… Режиссер Галина Жданова и актеры петербургского Социально-Художественного театра берутся за феминистскую пьесу Кэрил Черчилл «Topgirls» и, избегая прямых манифестов, высвечивают в спектакле те культурные и социальные пропасти, которые разделяют не только женщин и мужчин, но и женщин разных эпох, а также новую элиту и аутсайдеров из рабочих кварталов. Театр ведет нас длинным путем через истории неравенства и взаимного непонимания, по дороге не раз меняя правила игры и оптику. Можно сказать, что спектакль «Topgirls» не вербует единомышленников, но взывает к сочувствию тем, кто разрушает старые миры и создает новые, но и тем, кто остается жить на обломках.

Оксана Кушляева

  когда
02.03.2020
19:00

Topgirls

Социально-Художественный театр, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2020 года
Режиссер: Галина Жданова 
Гештальт-группа и голос: Ольга Плистик 
Художник-постановщик: Анвар Гумаров 
Художник по костюмам: Елена Гарибян
Художник по свету: Татьяна Демина
Музыкальное оформление: Марина Петрова
Видеограф: Александр Махин

Артисты: Василиса Денисова, Станислав Демин, Анна Дразнина, Григорий Татаренко, Ангелина Закерьяева, Ксения Плюснина

Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 18+