Театральная компания ЗМ
Владимир Сорокин

Занос

Театр «Практика» и Мастерская Брусникина, Москва

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа художника»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»,  «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая мужская роль» (Николай Фоменко), «Лучшая женская роль второго плана» (Мила Кертеш)

Режиссер: Юрий Квятковский
Шеф-драматург: Михаил Дегтярев
Сценография и костюмы: Полина Бахтина
Ассистент по костюмам: Анна Белякова
Художник-архитектор: Мария Зайцева
Художник по свету: Антон Астахов
Композитор: Алексей Наджаров
Саунд-дизайнеры: Андрей Смирнов, Дмитрий Павлюков
Видеохудожник: Ксения Рощина
Режиссер по пластике: Александр Шуйский
Музыкальный руководитель: Ольга Власова

Артисты: Николай Фоменко, Мила Кертеш, Петр Скворцов, Денис Ясик, Анастасия Великородная/Алиса Кретова, Алексей Мартынов/Гладстон Махиб, Анжелика Катышева, Алина Насибуллина, Алексей Смирнов, Роман Шевчук, Николай Родионов, Алексей Мочалов, Сергей Фишер, Юлия Джулай, Аскар Нигамедзянов/Андрей Минеев, Александра Дёшина, Екатерина Палагина, Екатерина Пыжова, Надежда Реутова, Дмитрий Крючков, Дмитрий Логинов

Продолжительность 1 ч. 35 мин.
Возрастная категория 18+
Я всегда пытаюсь анализировать и разбирать театр на составляющие. Если отказываться от одной из них – получается новый жанр. Можно отказаться от актера, можно отказаться от света, от звука, от кресла. В «Заносе» мы отказываемся от коллективного опыта: то есть ты как бы находишься в сообществе людей, смотрящих одно действие, и дыхание зала должно быть общим, но наушники отделяют от этого общего дыхания и от артистов. То, чем я увлекаюсь последние несколько сезонов, – индивидуальные опыты в театре.
Юрий Квятковский, интервью журналу «GQ»
Спектакль начинается до звонка – собравшихся в фойе зрителей молодой человек с предупредительной настойчивостью отправляет в затемненное помещение, каждому вручают наушники и проводят краткий инструктаж, сопровождаемый бодрым «Родина слышит!». Все вместе напоминает вербовку или тайную сходку. В наушниках три канала, их можно произвольно переключать. Художник Полина Бахтина построила на сцене темную застекленную стену, перед ней справа установила мониторы, куда выведены камеры видеонаблюдения из невидимых помещений. Крохотная сцена «Практики» оказывается средоточием сложного, запутанного и плохоразличимого мира – огромного дома, в каждом закоулке которого что-то происходит. Что именно станет содержанием спектакля, каждый зритель выбирает сам – варианты комбинаций речей в каждом из каналов бесконечны. Сорокинские рассуждения, приговские строфы, пьяный гомон застолья – аудиослепок русской культуры начала нашего века. Узнаваемые темы и интонации авторы спектакля используют не как документ, а как материал для создания поэтического образа современной России. Это пирог с динамитом, глянцевитая корочка которого взламывается страшной начинкой.
«Петербургский театральный журнал»
В «Заносе» Квятковскому удается то, чего, кажется, не было раньше: на смысл работают не только свет, звук, декорации, запах «Доширака», который поедает у ног первого ряда охранник, пока «баре» пируют за стеклом, текст, игра актеров, но даже, кажется, их человеческие биографии. И вот уже не разобрать, кто так нелепо и не к месту вспоминает очередной интеллигентский миф – Высоцкого в роли Гамлета: сам шоумен и музыкант Николай Фоменко или его герой Миша? Пирующие люди на сцене все больше напоминают чеховских персонажей, а уж загадочная Мила Кертеш с почти мужским голосом прямо кажется пришедшей из Серебряного века. Трудно сказать, вспоминал ли режиссер знаменитую фразу Мейерхольда о «Вишневом саде»: «В третьем акте, на фоне глупого топотанья, входит ужас», но ужас в его тотальную инсталляцию, по-воландовски раздвигающую пространство «Практики», входит сразу.

газета «Коммерсант»

На странице использованы фотографии Алесандра Курова