Театральная компания ЗМ

Наводнение

Русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, Улан-Удэ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Лиана Щетилина)

по Евгению Замятину
почти кино в 7 главах

Инсценировка, режиссура, сценография, костюмы, музыкальное оформление: Сергей Левицкий
Режиссер по пластике: Евгения Герасимова
Художник по свету: Наталия Гара

Артисты: Лиана Щетилина, Олег Петелин, Елизавета Михайлова, Алена Байбородина, Александр Кузнецов, Нина Туманова

В спектакле используется музыка «Jocelyn Pook»

Продолжительность 2 ч. 5 мин.  
Возрастная категория 16+
В этом спектакле мне важно достигнуть эффекта кино, чтобы работало воображение зрителя. Здесь не нужно никакой театральной условности, все должно быть достоверно. Мне хотелось драму, заявленную у Замятина, соединить с темой природы насилия, от маленького бытового до насилия в рамках планеты Земля, с темой человеческого выбора и ответственности за мир в себе и вокруг. Война здесь и внутренняя, как конфликт в душе человека, и внешняя, как в семье, так и в более глобальном смысле. Но маленькая война всегда предтеча войны большой. Психологический способ существования нужен для правдоподобия жизни затем, чтобы приблизить зрителей к драме героев, чтобы момент сопереживания был острее и глубже, чтобы судьбы и истории этих людей врастали в каждого.
Сергей Левицкий
Спектакль весь построен на томительных паузах – напряжение нарастает, сгущается, как духота перед грозой, жаждет разрядиться спасительной, освежающей бурей. Громко, невыносимо громко тикают часы, как пульс героини, которая почти все время одна в пустом доме, одна даже наедине с мужем. Но вот в высокие окна врывается ветер, полощет тюлевые занавески, и наводнение затапливает душу Софьи стихийной силой, ураган сметает все ее рацио, оставляя первобытные, дикие инстинкты. В борьбе за выживание, за свой дом и мужа, за еще не зачатого ребенка она убивает соперницу топором почти бессознательно – в отличие от Раскольникова, без всякой умозрительной идеи. Руки действуют будто отдельно от нее, не подчиняясь разуму. Но наказание за преступление все равно приходит. Героиня сходит с ума, потолок над ней начинает буквально ломаться и падать на голову. Ее мир рушится, и даже долгожданное дитя не может спасти разоренный дом, принести в семью счастье и гармонию.
«Петербургский театральный журнал», блог

В «Наводнении» зритель обнаруживает себя внутри благополучной буржуазной квартиры, в которой живет интеллигентная семья. Невозможно определить, в какую эпоху переносит действие повести Замятина режиссер Сергей Левицкий, но в этом времени разлито тревожное предчувствие катастрофы (удивительно, как поставленный в 2019 году спектакль предвосхитил настроения 2020-го). Взяв у писателя сюжетную схему (любовный треугольник с убийством), режиссер пишет поверх новую историю и называет ее «почти кино в семи главах». От кино здесь – предельная достоверность актерского существования, холодноватая рациональность авторского взгляда, подробная и стильная «картинка». Жизнь раздираемой страстями семьи показана во всех бытовых деталях и одновременно превращается в знак. Нет никаких сомнений, что вот-вот все рухнет. Где-то за этими стенами бушует война, выплескивающая на сцену беженцев из вымышленной балканской страны. Рано или поздно бомбы доберутся и до этого безупречного интерьера, но еще раньше развернут свою битву Софья, Трофим и их приемная дочь Ганька. Круговорот насилия, предательства и лжи захватывает всех. В этом никто не виноват – и виноваты все.


Ксения Аитова


«Почти кино» для режиссера означает не только построение действия через театральный «крупный план», но и метод работы с актерами – в отличие от традиционного для режиссера обострения приема, обращения к гротеску и характерности, на этот раз Левицкий предложил участникам спектакля декларативно психологический способ существования: негромкий, подробный, ультрареалистичный. Неслучайно ассоциативный ряд подразумеваемого «кино» – психологические драмы и даже триллеры от «Нелюбви» до «Догвилля». В конечном счете микроизменения, происходящие с героями на сцене, приводят к необратимым последствиям.

журнал «Театр», блог

На странице использованы фотографии Александра Данилова