Театральная компания ЗМ

Я нанял убийцу

Драматический театр, Шарыпово

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Специальная Премия жюри драматического театра и театра кукол»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Ксения Коваленко), «Лучшая мужская роль» (Сергей Юнгман), «Лучшая мужская роль второго плана» (Хольгер Мюнценмайер)

финский экшен
по сценарию Аки Каурисмяки

Режиссер: Галина Зальцман
Художник: Катя Никитина
Свет: Евгения Мюнценмайер
Звук: Константин Иванов
Видео: Эдуард Сизов
Перевод с финского языка: Арто Ринне

Артисты: Сергей Юнгман, Ксения Коваленко, Хольгер Мюнценмайер, Валерий Курченков, Андрей Глебов, Иван Попов, Наталья Глазкова, Снежанна Лобастова, Татьяна Курченкова, Таисья Иванова, Анастасия Михайлова

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 12+
Для меня самым важным в работе над спектаклем было создать диалог, не только с автором, но и с кино вообще, то есть диалог между двумя видами искусства – театр и кино. Поэтому простая и ясная история Анри, человека, потерявшего работу, а за ней и интерес к жизни, и заказавшего самого себя убийце, вставлена в рамку историй других персонажей Каурисмяки, таких же одиноких, отвергнутых и наивных, которые блуждают у него из фильма в фильм, а вся эта композиция вставлена в еще одну рамку исследования искусства как такового, если оно, конечно, вообще существует. Поэтому при работе с Катей Никитиной – художником спектакля, мы изобрели три пространства. Пространство истории – пространство кадра – намеренно усеченное, узкое и тесное, в котором все время кто-то не умещается. Пространство танцпола в баре – пространство, которое эту историю обнимает и одновременно конрапунктирует с ним, и визуально – это полностью открытая площадка, и сюжетно – история персонажей бара почти не пересекается с основной. Третье пространство автора – пространство титров, которые направляют историю и одновременно комментируют ее. Таким образом мы постарались зарядить игру возможностей театра с языком кино.
Галина Зальцман
«Я нанял убийцу» – изящная, остроумная, стильная комедия по трем сценариям Аки Каурисмяки. Персонажи фильмов «Я нанял убийцу», «Ленинградские ковбои едут в Америку» и «Береги свою косынку, Татьяна» как бы не нарочно время от времени оказываются в одном и том же баре с высокой сценой. Именно в этом баре потерявший работу клерк Анри (Сергей Юнгман) нанимает для себя киллера, и здесь же он встречает продавщицу цветов Маргарет (Ксения Коваленко), которая вернет ему любовь к жизни, в то время как отменить заказ будет уже невозможно. А еще здесь гроб с торчащим из него черным чубом и двое музыкантов, будто нарядившихся Элвисами Пресли на Хэллоуин, – они, как и положено, собираются в Америку, где люди «любят всякое дерьмо». Здесь и трепетные блондинки Татьяна с Клавдией, которые и стесняются, и отчаянно строят глазки «этим финским парням». Здесь и кокетливая квартирная хозяйка Анри, и мрачная секретарша его босса. Впрочем, места у микрофонов хватит всем: стихийным квартетом дамы страстно исполняют на сцене «Не спеши» Евтушенко–Бабаджаняна и «Ты выглядишь так несовременно рядом со мной» Цоя под аккомпанемент все тех же ленинградских ковбоев. А еще танцуют под ритмы финской песни, слова которой нам переводят: «Шел дождь, когда я увидел тебя». Дождь все еще идет.
интернет-издание «Летающий критик»

Для спектакля по сценариям Аки Каурисмяки режиссер Галина Зальцман взяла фабулу фильма «Я нанял убийцу» и добавила персонажей из лент «Ленинградские ковбои едут в Америку» и «Береги свою косынку, Татьяна». В одном француза увольняют с работы в Лондоне, в другой сибирские рокеры приезжают покорять Америку. В спектакле, поставленном в маленьком сибирском городе в трех сотнях километров от Красноярска, эмигранты из финских фильмов поют каверы Цоя и Бабаджаняна и хиты Boney M. Все это так же странно, трагикомично и смешно, как у Каурисмяки, но по-своему. И очень стильно. Картинка «кадрирована» черными ширмами, актеры играют гротесково, но тонко. На занавес проецируют интертитры, как в немом кино, и цитаты из Каурисмяки, в которых он признается в нелюбви к Голливуду и говорит про свой жанр «гениальное фуфло». Разговор получается еще и про киноискусство, и это очень остроумное и совсем не скучное высказывание.


Ксения Аитова


На странице использованы фотографии Альгирдаса Пуоджюнаса, Ярославы Перевозкиной и Ксении Пермяковой