Театральная компания ЗМ

Книга Серафима

Электротеатр Станиславский, Москва

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая женская роль» (Ольга Россини), «Лучшая мужская роль» (Сергей МалининДмитрий Матвиенко)

по поэме Уильяма Блейка «Книга Тэль» и фрагменту романа Федора Достоевского «Бесы»

Режиссер и композитор: Александр Белоусов
Музыкальный руководитель постановки: Арина Зверева
Ассистент музыкального руководителя и дирижер: Дмитрий Матвиенко
Художник: Ася Мухина Хореограф: Александра Конникова
Художник по свету: Алексей Наумов
Звукорежиссер: Михаил Иванов
Саунд-дизайнер: Олег Макаров
Live electronics: Леонид Именных
Консультант по электронике: Константин Смирнов

Артисты: Ольга Россини, Екатерина Андреева, Дмитрий Матвиенко, Сергей Малинин, Владимир Красов, Светлана Мамрешева, Алена Парфенова, Илона Буль, Елена Быркина, Александра Верхошанская, Алена Кахута, Татьяна Перевалова В записи фонограммы оркестра участвовали: Светлана Безотосная, Михаил Звонников, Анна Звонникова, Филипп Крючков, Денис Кузнецов, Анастасия Кускашева, Мария Лукьяшина

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+
«Книга Тэль» Уильяма Блейка – его первая пророческая поэма. При этом в ней есть связный сюжет, и она была очень близко, адекватно и достойно переведена Бальмонтом на русский язык. Этим текстом хотелось заниматься, естественно, вместе с музыкой. Но написать оперу и поставить спектакль только на основе этого текста оказалось трудно. Тогда я вспомнил о «Бесах» Достоевского, о сцене «У Тихона» – и тогда все сошлось, расширилось текстовое поле, появились связи, которые позволили сочинить композицию.
Познание – это один из ведущих мотивов человечества нового времени. После буржуазных революций и революции мировоззренческой (декартовского переворота) есть уже не просто человек, а субъект. С этого момента страсть к прогрессу, с одной стороны, а, с другой стороны, – к познанию становятся ведущими мотивами движения человека по жизни. И этот спектакль для меня о познании и о страсти к познанию. У Достоевского герой прямо идет к нему, а у Блейка то же познание окутано мистической и романтической образностью.
Александр Белоусов, интервью журналу «Театр»
Структура оперы – три части: пролог на лестнице, действие в Малом зале Электротеатра, а потом – загадочный долгий довесок в дверях, когда публика уже собралась на выход. В этом есть неявная параллель с трехчастной же структурой главы Достоевского, где центральное место занимает исповедальный документ, который готовит к печати грешный Ставрогин, но основные смыслы множатся в заключительном диалоге сторон. А вот просодия – весьма странная, неочевидная, состоящая из скачков и запинок, – словно управляется неким законом, который на сцене нам не является. Вероятно, этот закон и сотворил Серафим, чью дочь Уильям Блейк отправил на опасную землю: Серафим – невидимый демиург этой оперы, которую выпустил Электротеатр Станиславский, не музыкальный по профилю, но обгоняющий по количеству постановок современных опер все оперные театры России.
газета «Ведомости»
На стыке поэзии Блейка и ужасающей прозы Достоевского Белоусов обнаружил особое эстетическое и акустическое пространство бытия. Обращаясь к постижению мира художественными способами, Белоусов не ищет неясного, отражения ради отражения, он наблюдает за тонкостями, пытается увидеть мир более четко, узнать человека в нем и обнаружить глубинные и не всегда видные моменты бытия в человеке.
Сцена представляет собой типичную детскую площадку в российском дворе. Дети играют в классики и скакалки, бабушки на скамейке причитают, а вокруг царит атмосфера упадка и беспросветного будущего. Почти все объекты на сцене подзвучены. Даже пол сцены – это большой и подзвученный пласт металла, звуки которого эхом разносятся на периферии музыкальной ткани. Пожалуй, самое большое достижение Белоусова состоит в том, что он с легкостью делает заметным «безмолвное зрительное эхо вещей».

интернет-издание «Ваш досуг»