Театральная компания ЗМ

Дон Кихот

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая женская роль» (Оксана Кардаш)

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в балете»

Аранжировка: Джон Ланчбери
Хореография: Рудольф Нуреев (по Мариусу Петипа, Александру Горскому)
Дирижер-постановщик: Тимур Зангиев
Постановка: Лоран Илер
Сценография и костюмы: Николас Георгиадис
Возобновление декорационного оформления: Ольга Медведева
Художник по свету: Майя Шавдатуашвили
Дирижеры: Ариф Дадашев, Тимур Зангиев

Артисты: Оксана Кардаш, Иван Михалев, Мария Бек, Анна Окунева, Елена Соломянко, Борис Журилов, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски, Валерия Муханова, Ольга Сизых, Ксения Шевцова, Жанна Губанова, Александра Дорофеева, Ирина Захарова, Станислав Бухараев, Никита Кириллов, Денис Акинфеев, Константин Семенов, Антон Домашев, Алексей Любимов, Роман Миллер

Продолжительность 3 ч. 10 мин.
Возрастная категория 12+
На мой взгляд, «Дон Кихот» – лучший балет Нуреева: и по драматургии, и по концепции, и по технике танца, которая очень непроста. Например, здесь очень много движений делается с левой ноги, что непривычно, но очень полезно для танцовщика, так как воспитывает его универсальность. Это был один из принципов Нуреева – если задача слишком легкая, ты ничему не учишься.
Еще один важный момент, характеризующий Нуреева-хореографа: он никогда не объяснял роль, не говорил об интерпретации, не давал никаких подсказок. Он считал, что хореография, внутренняя структура балета говорят сами за себя. Каждый артист должен был, в соответствии со своим талантом, видением, харизмой, создать собственную интерпретацию роли. Свобода артиста заключается не в изменениях хореографии, а в ее индивидуальной интерпретации, проживании.
Находясь в России, я очень много открыл для себя и понял, что то, что Нуреев требовал от нас, своих учеников, он во многом впитал здесь, в русской среде. Именно благодаря этому опыту появились его балеты. Для него очень важны были благородство пластического рисунка, точность движений, выверенность поз. Это как с почерком: все должно быть выразительно и при этом ясно читаемо.
Я очень рад представить «Дон Кихота» в постановке Рудольфа Нуреева русской публике, которая его еще не видела. Для меня это не только дань уважения выдающемуся артисту, но и возможность познакомить балетную труппу театра с новой манерой и техникой танца, сделать вместе с ней еще один шаг вперед.
Лоран Илер
Нуреева только забавляют физические ограничения – он заново сочиняет сольные номера даже второстепенным персонажам, начиняя их такими трюками, будто сам собирается выходить в каком-нибудь танце тореадоров или фанданго. Партнершам-балеринам он бросает вызов, предлагая балансировать на пуантах там, где дискомфортно сохранять вертикаль даже на полупальцах. Ну, а мужские партии превращает в фейерверк… При этом руки, корпус и ноги могут жить не в согласии, как это задано русской школой, а будто в конфликте друг с другом, превращаясь в координационные головоломки.
«Российская газета»
В своей кажущейся эклектичности спектакль по-настоящему органичен. Испания, «цыганщина» – здесь, в первую очередь, идеально театральны. Костюмы Николаса Георгиадиса, оформлявшего балеты на лучших сценах мира, не имеют никакого отношения к эпохе Сервантеса (впрочем, какой историзм в балете?!). Их можно назвать несуразно богатыми (золотое трико Базиля или короны на солистках в сцене сна Дон Кихота), а можно… счесть данью торжеству Театра, где все – игра.

интернет-издание «Театрал-online»

На странице использованы фотографии Карины Житковой