

Горемычные танцы
Театр ТРУ, Санкт-ПетербургНоминации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в эксперименте»
Режиссер: Александр Артемов
Текст: Александр Артемов, Настасья Хрущева
Хореография: Александр Артемов, Татьяна Лузай
Художники по свету: Катерина Мельникова, asp_id
Звукорежиссер: asp_id
Продюсер: Вероника Мелконян
Артисты: Александр Плаксин, Василий Гузов, Василий Титунин, Евгений Сиротин, Иван Губарев, Татьяна Лузай, Гала Самойлова, Ульяна Фомичева
Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 16+
Я считаю, что сегодня все пластические и, наоборот, чисто текстовые, основанные на литературе спектакли должны мутировать в такой «текстоцентричный балет». Действие с комментарием: ярмарка, сумасшедшая кричащая старуха, свисающая из окна, футбольный комментарий, летсплеи, прямые эфиры в инстаграме – самое древнее и современное зрелище, отвратительное и увлекательное. Мы не можем от него оторваться: один делает, другой его обсуждает. И осуждает. Текстоцентричный балет – это в первую очередь контраст двух слоев, два противоречащих друг другу кода. Не мягкое бормотание, а война слова с действием. В «Горемычных танцах» этим воином становится архетипическая русская женщина с ее воем и шепотом, заклинаниями и проклятиями.
Какую историю могут рассказать во тьме архетипические русские женщины? Только страшную. Волшебные сказки, отголосок давнего обряда инициации, нередко пугают слушателей. А здесь и танцы – горемычные. Будут в этой истории, проговариваемой в темноте, и главный герой, и его чудесный двойник, и птица-Алконост, и медведь-беспокойник… А на сцену, в блеклом проблеске света сверху, – выйдут по одному пять не самых юных и не самых стройных мужчин с всклокоченными волосами, в одних трико: их будет метать неведомая сила, приподнимая и роняя всем телом. История, словно собранная из самых мрачных закоулков русского фольклора, выступает глобальной метафорой современной жизни, где каждый, как медведь-беспокойник, шатается в настойчивых поисках… чего? Наверное, той самой красной карлицы, которая выйдет в финале? Но кто может ее победить? Жизнь, наведенная на цель, как стрела, после достижения мишени теряет смысл.
Вера Сердечная