Театральная компания ЗМ
Наталья Зайцева

Грибы

Молодежный драматический театр «Первый театр», Новосибирск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2021 года

спектакль-текст

 

Постановка Арт-группы МЫК (Полина Кардымон, Евгений Лемешонок, Владимир Бочаров, Денис Франк)

Артисты: Алина Трусевич, Сергей Троицкий, Юлия Шабайкина, Семен Грицаенко, Елизавета Маслобоева, Даниил Душкин

Продолжительность 1 ч. 10 мин.


Возрастная категория 18+
Для меня важны две вещи: конечность нашего существования и то, что мы, возможно, на самом деле доживаем последнее столетие как вид. Мне кажется, на нашем политическом горизонте до сих пор находятся проблемы, которые, по сути, локальные, а не глобальные, типа несменяемость политической власти, не до конца осмысленные советские репрессии. Это все важно, но то, что сейчас происходит в мире идей на планете, – это штуки, связанные с ожиданием конца, с глобальным потеплением, с перенаселением, с ростом миграции, с перепотреблением, с огромным пятном мусора в океане.
Наталья Зайцева, журнал «Театр», блог
«Грибы» – это текучая, изменяющаяся среда, в которой каждый может выявить свои сюжеты и смыслы. В процессе подготовки мы сосуществовали в формате лаборатории, каждый приносил «раскопки», то, что он узнал, что увидел, что послушал. Мы изучали понятие «пространство-время», плотно упали в базовую микологию, думали, как же «Доктор Манхэттен» из комикса «Хранители» может быть везде и нигде, и вообще здорово провели время в «гик-вселенной». Нам нужен был широченный контекст происходящего, чтобы понимать, каким образом создавать ассоциации.
Полина Кардымон

Компания молодых людей отправляется в лес по грибы. Ну грибы и грибы – белые, моховики, сыроежки – что в них такого? Ни много ни мало – суть пьесы Натальи Зайцевой, поставленной режиссером Полиной Кардымон и художником Евгением Лемешонком. Грибы – древнейшие существа, прародители жизни на Земле, в том числе и человека. В сибирском спектакле мораль абсолютно прозрачная: мы совершенно зря вообразили себя центром Вселенной. Нам бы надо остановиться в своих попытках ее освоить (читай: разрушить) и заняться самосовершенствованием.


газета «Известия»


«Грибы» по пьесе современного автора Натальи Зайцевой – спектакль-воронка, убедительно расшатывающий представления об антропоцентризме. Завязка – поход группы молодых людей в лес за грибами – не приведет к развязке: к финалу любая событийность будет казаться относительной и ненужной. В грибнице смыслов переплетутся проблемы экологии и проблемы исторической памяти, но первые окажутся важнее. Место реальных персонажей ненавязчиво займут фантомы из прошлого, истории не получится, потому что все человеческие истории вообще остались в мире, которого больше нет. Актеры «Первого театра» существуют в пространстве спектакля очень сдержанно, максимально отстраиваясь от возможности прочтения фабулы как бытовой. Медитативное погружение в новую мировоззренческую матрицу решено режиссером Полиной Кардымон и художником Евгением Лемешонком через смещение жанровых границ: спектакль начинается с выставки, а движение актеров по кругу остраняется клиповым видео и ярко расписанными костюмами-декорациями, отсылающими к футуристическим проектам.


Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Валентина Копалова

28 февраля после показа состоится обсуждение спектакля