Театральная компания ЗМ

История одного города

Молодежный театр, Архангельск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2021 года

по Михаилу Салтыкову-Щедрину
 

Режиссер: Илья Мощицкий
Художник: Сергей Кретенчук
Композитор: Дмитрий Саратский
Свет: Игорь Кузнецов
Звук: Артем Морозов

Артисты: Наталья Малевинская, Виктор Бегунов, Степан Полежаев, Александр Берестень, Антон Чистяков, Вячеслав Кривоногов, Евгения Плетнева, Анастасия Полежаева, Ирина Булыгина, Екатерина Королева
 

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+
С момента написания повести произошли тектонические изменения в познании окружающей нас реальности, в способах коммуникации, в свободе и скорости получения информации. Кажется, эти изменения должны были навсегда поменять мир, но многие процессы остаются неизменными и ведут нас в глухую, темную, унылую нору. Где все еще есть «сумрак законов» и где «казнить, расточать или иным образом уничтожать обывателей надлежит с осмотрительностью, дабы не умалился от таковых расточений престиж Российской империи». Кажется, никакой квантовый компьютер не может этого изменить.
Илья Мощицкий
При входе на «Историю одного города», еще до начала спектакля, в коридоре, сталкиваешься с персонажами карикатурно-гламурной вечеринки: вот девушка, одетая в несколько слоев сетки, вот барышня с невообразимо длинными ногами и в короткой шубке, а вот и мужчина в ярком макияже и платье. В отдельном зале бубнит рассказчик. То ли сам Щедрин, то ли летописец «Истории одного города». Зрители сидят по периметру небольшого зала. В нем равномерно расставлены высокие, выше пояса, вазы, напоминающие античные. Эти сосуды и пол под ними расписаны: с барочным излишеством, причудливостью Босха и современными реалиями типа мобильников и гуманоидов. Сложная роспись (каждому зрителю видна только обращенная к нему часть) – отдельный смысловой слой спектакля, метафора современной синкретической культуры, процветающей на останках древности.
Тема романа Салтыкова-Щедрина – российский властный беспредел, до уродства, до бесстыдства. В спектакле бесстыдство зримо: все персонажи одеты в той или иной мере вызывающе. И сам текст «Истории одного города» звучит частями, обрывками, утихая.
«Петербургский театральный журнал», блог

Заходя на территорию спектакля «История одного города», зрители рассаживаются вдоль стен, оказываясь в квазимузейном пространстве: по всей сцене расставлены большие вазы, в их причудливой росписи зашифрована альтернативная история человечества. В программке написано, что зрители могут свободно перемещаться, и публику даже вызовут в пространство действия, но этот иммерсивный ход ироничен, потому что спектакль не о диалоге, а об его отсутствии. В этой истории есть не только косматый Салтыков-Щедрин, бормочущий свой текст в уголке, но и его персонажи, городничие, воплощенные в самых странных образах: трансвестит, полуголые красотки и так далее. С пылом, достойным Щедрина, на осколках его текста, на пепелище культуры (а в вазах – пепел) режиссер рассказывает нам о расчеловечивании homo sapiens, о его нисхождении в неразумие, о том, как явления культуры становятся дешевыми артефактами, и о том, что человек по сути своей лишь примат. Правда, способный к символическому мышлению.   


Вера Сердечная


На странице использованы фотографии Екатерины Чащиной

1 марта после показа состоится обсуждение спектакля