Театральная компания ЗМ

Бесы Достоевского

Театр на Бронной, Москва
Участник программы «Достоевский и театр»
Режиссер: Константин Богомолов
Художник: Лариса Ломакина
Генеральный продюсер: Светлана Доля
Художник по свету: Иван Виноградов

Копродукция Театра на Бронной, Фонда имени Соломона Михоэлса и Барвиха Luxury Village.

Артисты: Александра Ребенок, Никита Ефремов, Игорь Миркурбанов, Константин Богомолов, Дмитрий Куличков, Василиса Перелыгина, Владимир Храбров, Татьяна Лозовая, Вера Майорова, Андрей Субботин, Александра Виноградова, Мария Шумакова, Владислав Долженков, Екатерина Зингер

Роли «Апостолов» исполняют: Сергей Ашарин, Дмитрий Буеверов, Артем Даев, Данила Даев, Микита Ильинчик, Геннадий Кубеция, Давид Лебедьков, Никита Лукин, Максим Максимов, Влад Никитенко, Иван Суворов.

Продолжительность 3 ч. 15 мин. 
Возрастная категория 18+
«Бесы» – это и детектив, и мелодрама. «Бесы» – это и реалии русской общественной жизни, остающиеся неизменными из века в век. «Бесы» – об исследовании границ и пределов. Об изношенности ценностей. О психическом кризисе цивилизации, кризисе человека и гуманизма. В конце концов, «Бесы» – о конце времени. Об иссякании надежды, смысла и самой энергии жизни. О воцарении смерти.
Константин Богомолов
Богомолов развивает в «Бесах» то, что начал в мхатовском «Идеальном муже», научившись не просто выплескивать действие со сцены в зал, но превращать реальность (и сидящих в зале зрителей) в часть спектакля, и продолжил в мхатовских же «Карамазовых», открывших роман новому времени.
В текст нынешнего спектакля вплетены отрывки из «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания» вперемешку с реалиями сегодняшней жизни. Действие новых «Бесов» происходит сегодня и прямо сейчас. И происходит прямо с вами — пока вы спектакль смотрите...
Вслед за Достоевским взявшись за исследование оппозиции Бога и дьявола, Богомолов-режиссер на наших глазах осмеивает бесов, но тут же показывает их всерьез и наглядно.
газета «Коммерсант»
В «Бесах» мы снова видим прежнего Богомолова, которого уже не ожидали встретить: с миксом из разных романов автора, пелевинскими гэгами и эстрадными номерами.
Да, артисты по большей части работают в той же неброской манере, к которой мы привыкли в последних проектах режиссера… Зато инсценировка вызывает в памяти ранние работы, где режиссер ни в чем себе не отказывал…
Китчевое старославянское лого, сувенирные худи с цитатами, светская премьера в Барвихе — антураж этого спектакля тщательно срежиссирован и выражает довольно-таки прозрачное режиссерское послание. Русская классика вообще и Достоевский в частности превратились в аксессуар, который носят ради престижа, а не ради, например, удовольствия. Даже самое поверхностное мировоззрение кажется глубоким, если прикрыть его хрестоматийной цитатой…
Искомую залом открыточную духовность изящно высмеяла художница спектакля Лариса Ломакина, изобразив на занавесе синекожую богиню Кали – но так, чтобы было похоже не на древнее сакральное изображение, а на копеечный современный постер…
Самый важный герой в «Бесах» Богомолова не Ставрогин и не Верховенский – а зритель. Психологический портрет отечественной публики – любимая тема режиссера…. Богомолов тонко чувствует преимущества театра перед остальными медиа, в этом его главная сила как художника. 
Театр – самое публичное искусство. Музыку, книги, сериалы можно потреблять в одиночестве, и даже на выставках по будням бывает пусто – зато на спектакле большая компания почти гарантирована. В театре присутствие зрителя как нигде очевидно – поэтому нет лучшего места, чтобы рассказывать публике о ней самой.

интернет-издание «Meduza»

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра на Бронной