Театральная компания ЗМ

Свадьба Фигаро

Театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, Нижний Новгород
Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Специальная Премия жюри музыкального театра».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Светлана Ползикова), «Лучшая мужская роль» (Олег Федоненко).
 
опера в 4 действиях 

Либретто Лоренцо Да Понте по пьесе Пьера-Огюстена Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Дирижер-постановщик: Иван Великанов
Дирижер: Фабио Мастранджело
Режиссер-постановщик: Дмитрий Белянушкин
Художник-постановщик: Виктор Шилькрот 
Художник по костюмам: Ирэна Белоусова
Художник по свету: Евгений Виноградов
Хореограф: Наталья Фиксель
Дирижер: Роман Демидов 
Ассистент режиссера: Вера Кипиани 
Коуч итальянского языка: Джанлука Пальюзо 
Хормейстеры: Эдуард Пастухов, Гульсина Просвирнина, Ольга Костылева 
Концертмейстеры: Людмила Решетняк, Ольга Горбач, Наталья Кубасова, Ольга Онац 
Видеоинженер: Иван Новиков

Соло на гитаре: Павел Феофилактов

В спектакле принимают участие артисты хора театра 

Продолжительность 2 ч. 35 мин.
Возрастная категория 16+
Моцарт имеет огромное значение для русской культуры. Есть традиции постановок его сочинений, заложенные Петром Ильичом Чайковским. Именно он первым перевел либретто «Свадьбы Фигаро» на русский язык для студенческого спектакля. В России во многих театрах идут оперы Моцарта в постановках высочайшего художественного уровня, но не всегда сфокусированных на стиле. В данном случае мы ориентируемся на европейские традиции, так как сейчас возник огромный интерес к стилистике времени. 
Моцарт сам на премьерах играл на клавесине и дирижировал оперой. Я так же руковожу исполнением из-за клавесина. Но это лишь один из стилистических моментов.
Понятно, что мы не можем оказаться в том времени и воспроизвести музыкальный материал так, как он звучал 250 лет назад. Но наша музыкальная концепция – это попытка прикоснуться к материалу с отношением исполнителей того времени. Конечно, невозможно забыть наслоения позднейших эпох и вдруг стать музыкантами XVIII века. Но мы можем, опираясь на научный опыт исторического исполнительства и свою музыкантскую интуицию, погрузиться в эпоху максимально глубоко.
Иван Великанов
Жанр спектакля определен как «лирическая комедия». Пьесу Бомарше Моцарт поднимает на более высокий жанровый уровень и делает это произведение глубокой, тонкой, философской историей. Смешно настолько, что становится страшно.
В работе над оперой мы с артистами пытались познать мотивы, которым следуют герои. Этот спектакль о том, насколько далеко готов зайти человек в достижении цели и от чего может отказаться. Герои спектакля каждый раз стоят перед выбором, и наша задача – выстроить процесс принятия решения. 
При внешне веселых событиях в этой истории герои переживают страсть, муки неразделенной любви, пытаются спасти свой брак. Фигаро и Сюзанна могут сделать вид, что ничего не происходит и получить все благости, или вступить в борьбу и сохранить честность перед самими собой. Их выбор решит их судьбы.
Дмитрий Белянушкин
Сюжет «Свадьбы Фигаро» за 250 лет не утратил своей актуальности, а музыка Моцарта надолго пережила свое время, как, полагаю, переживет и наше. Для постановки мы с Дмитрием Белянушкиным и Ирэной Белоусовой попытались найти современный эквивалент заданным в пьесе обстоятельствам. При этом я ставил перед собой задачу создать визуально легкое и одновременно жесткое пространство, поскольку оба этих качества, на мой взгляд, присущи музыке оперы Моцарта. 
Главными темами я определил для себя любовь и дружбу, а также цену, которую каждый из нас готов заплатить за эти чувства. Так возник образ шикарной виллы графа Альмавивы на побережье Средиземного моря. Манящая «Dolce Vita» не дается нам даром, но стоит ли она чести, верности, счастья? На этот вопрос каждый отвечает для себя сам. 
Еще одним визуальным образом стали южные ставни-жалюзи, сквозь которые так красиво струится летом солнечный свет. Вместе с персонажами спектакля мы подглядываем за происходящим через разные щели, смотрим «сквозь пальцы» на шалости друг друга.

Виктор Шилькрот

Вернувшая Нижний Новгород на оперную карту России, «Свадьба Фигаро» дирижера Ивана Великанова и режиссера Дмитрия Белянушкина фиксирует несколько важных тенденций музыкально-театрального процесса. Тенденция первая: обращение к традициям HIP (historically informed performance), исторически информированного исполнительства, более не воспринимается ни как диковинная причуда, ни как эксцесс, выламывающийся из оперного комильфо. Нижегородский Моцарт выглядит новым этапом великой российской аутентистской революции – начатой Андреем Решетиным и фестивалем «Earlymusic» в конце 1990-х, продолженной Теодором Курентзисом в Новосибирске и Перми в 2000-х–2010-х и подхваченной впоследствии столичными театрами. Тенденция вторая: впитав опыт своих предшественников, на отечественную сцену выходит молодое поколение HIP'арей, для которых исторически информированное исполнительство не догма, но среда обитания. В Нижнем Моцарта играют на современных инструментах – и в это верится с трудом, потому что эта «Свадьба Фигаро» сыграна и спета в полном соответствии со «звуковым идеалом» классицистского стиля. Тенденция третья: чем дальше, тем более очевидно становится то, насколько практики HIP с их деконструкцией привычного чувственного опыта оказываются близки сегодняшней оперной режиссуре – и наоборот.

Дмитрий Ренанский

На странице использованы фотографии Ирины Гладунко