Театральная компания ЗМ
Игорь Стравинский

Байка. Мавра. Поцелуй феи

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучшая работа художника».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа»,«Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Мария Буланова, Рената Шакирова), «Лучшая мужская роль» (Александр Сергеев).
 
БАЙКА ПРО ЛИСУ, ПЕТУХА, КОТА ДА БАРАНА
балет (веселое представление с пением и музыкой)

либретто Игоря Стравинского по русским сказкам из сборника Александра Афанасьева
Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик: Максим Петров
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Юлдус Бахтиозина
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Сергей Рылко
Художник анимационных персонажей: Юлия Гильченок
Ответственный концертмейстер: Лариса Гергиева
Ассистент по анимации: Дмитрий Лохманов
Режиссеры-ассистенты: Кристина Ларина, Сергей Богославский

Танцовщики: Максим Изместьев, Максим Зенин, Артем Келлерман, Эрвин Загидуллин, Алексей Атаманов, Даниил Сазонов, Владислав Ходасевич, Илья Могильников, Николай Наумов, Дмитрий Шарапов, Павел Остапенко

Солисты: Олег Лосев, Дмитрий Воропаев, Андрей Серов, Илья Банник


ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано 
Исполняет Людмила Свешникова


МАВРА 
опера в одном действии

либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне»

Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик: Максим Петров
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Юлдус Бахтиозина
Художник по свету: Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер: Наталия Мордашова

Солисты: Ирина Чурилова, Станислав Леонтьев, Надежда Сердюк, Екатерина Крапивина

Танцовщики: Валерия Беспалова, Анастасия Яроменко, Вероника Селиванова, Злата Ялинич, Максим Изместьев, Максим Зенин, Артем Келлерман, Эрвин Загидуллин, Алексей Атаманов, Даниил Сазонов, Владислав Ходасевич, Илья Могильников, Николай Наумов, Дмитрий Шарапов, Павел Остапенко


ПОЦЕЛУЙ ФЕИ 
одноактный балет

либретто Игоря Стравинского по сказкам Ханса-Кристиана Андерсена

Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик: Максим Петров
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Юлдус Бахтиозина
Художник по свету: Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер: Людмила Свешникова
Ассистент хореографа: Константин Зверев
Репетитор: Елена Андросова

Артисты: Александр Сергеев, Мария Буланова, Екатерина Чебыкина, Рената Шакирова, Дмитрий Пыхачов, Надежда Батоева, Эльдар Янгиров, Ярослав Пушков, Ярослав Байбордин, Роман Малышев, Артем Келлерман, Андрей Соловьев, Максим Зенин, Валерия Беспалова, Влада Бородулина, Биборка Лендваи, Кирилл Леонтьев, Вячеслав Гнедчик

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском языке

Продолжительность 2 ч. 5 мин.
Возрастная категория 12+
Все началось с того, что Валерий Абисалович Гергиев предложил мне поставить оперу «Мавра», которую Стравинский создал по мотивам пушкинского «Домика в Коломне». После чего родилась идея соединить ее с «Байкой», а потом – и с «Поцелуем феи». Все три сочинения были написаны в 1920-х годах, а поставлены Брониславой Нижинской. С самого начала я понял, что в работе со Стравинским главное не просчитаться. Например в работе с «Маврой» как с балетом важны не литература, не анекдот, а фонетика и ритмика. Задача хореографа в опере – не заставлять певцов приплясывать, а помочь им найти себя в пространстве. Что касается того, почему именно эти три работы составляют один вечер, важно сказать, что все части объединяет музыка Стравинского, а другие причины обязательно найдут зрители – каждый для себя. 
Максим Петров
Передо мной стояло несколько задач, в том числе переосмыслить образы царевен и классический балетный костюм, которому надо было придать созвучные XXI веку мотивы. Мы соединили спортивный гардероб с кокошниками, использовали элементы русского фольклора и придали современные нюансы балетной пачке. Но, наверное, больше всего мой стиль отражает визуальная концепция оперы «Мавра». Я очень люблю работать с одним цветом, что и сделала именно во второй части спектакля: почти все герои одеты в костюмы одной цветовой палитры, и все работает вместе как единое целое.
Юлдус Бахтиозина
Нам было важно следовать не только отдельным буквальным указаниям автора на жанр, место и время действия, но и организовать все три пространства спектакля в рамках единого архитектурного модуля. Соединить точные архитектурные цитаты с обобщенным местом действия. Мы ориентировались на способ работы Стравинского с культурным наследием: соединение и внедрение цитатных фрагментов в новое произведение. Например, сценография первой части – это возврат к античной структуре с ярусным делением на орхестру, проскениум и скену, которой около 2500 лет, и она соединена с музыкой, которой 100 лет в 2022 году, и с пластикой, костюмами и театральным светом сегодняшнего дня. Мне кажется, зрителю будет интересно обратить внимание на свою реакцию при одновременном восприятии нескольких сюжетов на разных уровнях игрового пространства в сочетании с таким яркими музыкальными произведениями. Разгадать архитектурные цитаты.

Альона Пикалова 

Сложносочиненный спектакль из четырех произведений Игоря Стравинского, который Максим Петров создал для Мариинского театра, столь же вызывающе современен и беспрецедентен, сколь репрезентативен и укоренен в традиции. Представляя панораму всех жанров, в которых Стравинский работал для театра («Байка о лисе» – опера-балет, «Мавра» – комическая опера, «Поцелуй феи» – балет), он воспроизводит классическую структуру трехактного балета с музыкальным антрактом (фортепианная пьеса «Пять пальцев» в исполнении Людмилы Свешниковой), подобную «Спящей красавице», шедевру Чайковского, Петипа и Всеволожского 1890 года. Освоив с соавторами (художница Альона Пикалова, художник по костюмам Юлдус Бахтиозина, видеохудожник Сергей Рылко и другие) пространство Мариинки-2 вдоль и поперек, Петров дал волю высокотехнологичному и грубо театральному скоморошеству, классическому и авторскому народному плясу, деконструируя канонические имиджи, бережно возвращая идеи предшественников и сочиняя бенефисные партии балетным артистам. Пространство, в первых частях виртуозно разбитое Альоной Пикаловой на автономные двухъярусные игровые площадки с авансценой-улицей, а в финальной намеренно однообъемное, максимально парадное (в дворцово-жилом петербургском значении слова), тонко соотнесено с локацией и архитектурой (Коломна). То тут, то там возникают потешные Стравинский с Дягилевым, прохаживаются лихие парни и девушки в кокошниках, ездят рояль и гроб, бегает лиса со скалкой, входят феи со свитами, оживают тени замыслов Федора Лопухова и Брониславы Нижинской. А под конец все исчезает: изнанка сцены обнажается, как бы воспевая созидание с чистого листа и приглашая к нему.

Сергей Конаев

На странице использованы фотографии Александра Неффа и Натальи Разиной