Театральная компания ЗМ
Алексей Сюмак, Дмитрий Шостакович, Вольфганг Амадей Моцарт

Ленинградская симфония (Lamento / Плач)

Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Красноярск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника по свету».
хореографическая мистерия памяти жертв блокады с участием хора, солистов, чтецов и симфонического оркестра на музыку Алексея Сюмака («Requiem»), Дмитрия Шостаковича (Симфония № 7 «Ленинградская»), Вольфганга Амадея Моцарта («Lacrimosa»)

Постановка: Сергей Бобров
Музыкальный руководитель и дирижер: Иван Великанов
Хореографы: Олеся Алдонина, Наталья Боброва
Художники-сценографы: Иварс Новикс, Ксения Сорокина
Художник по костюмам: Варвара Тимофеева
Художник по свету: Руслан Майоров
Художник по гриму: Наталья Брагина
Видеоконтент: Ирина Синельникова
Авторы текстового монтажа: Сергей Бобров, Алексей Сюмак
Режиссер по работе с образом Тани Савичевой: Анастасия Касаткина
Хормейстер: Дмитрий Ходош
Руководитель детской оперной студии: Наталия Цюпа
Концертмейстер балета: Ольга Карнакова
Концертмейстеры оперы: Анастасия Косинская, Евгения Солунская

Артисты: Анастасия Осокина, Наталья Боброва, Георгий Болсуновский, Филипп Перекотий, Влада Перекотий, Ольга Монастыршина, Ольга Басова, Михаил Пирогов, Евгений Севастьянов, Данила Громыко, Николай Трифонцев, Наталья Горячева, Марта Тимофеева

Исполняется на русском, латинском, немецком, французском, итальянском языках

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 12+
Все началось с разговора с Алексеем Сюмаком. У него была идея написать оперу о том, как создавалась Седьмая симфония Шостаковича. Обсуждая проект, мы предполагали, что первым актом пойдет опера, а во втором прозвучит сама симфония. И я предложил поставить ее в виде балета. Но проект не состоялся, а тема мне уже «зашла». Я очень люблю роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», и его строки возвращали меня к этой теме. Постепенно у меня родилась сама «Ленинградская симфония», а обсуждение с Сюмаком продолжилось. Мы решили взять часть его «Реквиема» и посмотреть на войну из сегодняшнего дня, вывести на сцену души тех людей, которые находятся где-то не здесь и вспоминают.
Спектакль необычен по форме, в нем сплетены воедино разножанровая музыка, народное творчество, балет, элементы драматического искусства и документалистики. Современную музыку композитора Алексея Сюмака сменяет Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича и народная песня «Черный ворон». Это душа народа, который победил в этой войне. Именно ту войну со стороны каждого отдельного человека, его внутреннего эмоционального состояния и хотелось передать.
Сергей Бобров
Сергей Бобров, автор замысла и постановщик спектакля, увидел в блокаде не только одну из самых жутких страниц войны, но и повод к размышлениям об отечественной истории и национальном характере. 
Декламация, видеопроекции, акапельное пение из нависающих над залом зрительских лож, игра света – все это разом обрушивается на органы чувств зрителя. Но главная роль отдана музыке (красноярский оркестр звучал на невероятном для себя уровне под управлением Ивана Великанова, хормейстер Дмитрий Ходош) и балету. Ансамбль танцовщиков задает тональность спектакля первой же мизансценой – застывшей в отчаянии и боли группой, отсылающей и к античным барельефам, и к оперным постановкам Покровского, и к реквиему из «Спартака» Григоровича.
«Российская газета»
В спектакле Красноярского театра оперы и балета звучит не только знаменитая симфония Шостаковича, но и Реквием Моцарта, и песня «Черный ворон», и музыка одного из самых ярких сегодняшних российских композиторов Алексея Сюмака. Весь этот музыкальный объем потребовался постановщику Сергею Боброву и авторам хореографии Олесе Алдониной и Наталье Бобровой, чтобы создать спектакль к 75-й годовщине Победы. Как и многие спектакли, планировавшиеся к юбилею, он из-за ковидных обстоятельств сдвинулся в следующий за праздничным сезон, но ему это не помешало: с такой интонацией говорить о войне никогда не поздно и никогда не рано. Авторов постановки вдохновила повесть Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», и в этом балете – никаких победных реляций, но – великая цена Победы, блокадные дневники, отчаяние, мужество, жизнь страны. И точно сделанные, честные, искренние танцы. 

Анна Гордеева

На странице использованы фотографии Ивана Карнаухова, Михаила Логвинова и Романа Киркорова