Театральная компания ЗМ
Евгений Загот

Декабристы

Музыкальный театр им. Н.М. Загурского, Иркутск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Евгений Алешин), «Лучшая женская роль» (Людмила Шер), «Лучшая роль второго плана» (Егор Кириленко, Софья Сучкова).
мюзикл в 2 действиях

Автор идеи и пьесы: Карина Шебелян
Автор стихотворных текстов: Алина Байбанова
Режиссер-постановщик: Филипп Разенков
Дирижер-постановщик: Виктор Олин
Художник-постановщик: Елисей Шепелёв
Балетмейстер-постановщик: Алина Мустаева
Свет: Галина Мельник, Александр Бусаргин
Хормейстеры: Наталья Ладыгина, Ульяна Чугуевская

Артисты: Владимир Яковлев, Евгений Алёшин, Игорь Переверзев, Людмила Шер, Егор Кириленко, Александр Айдаров, Андрей Татарников, Софья Сучкова, Вера Щепёткина, Гейрат Шабанов, Александра Гаращук, Александр Фролов, Евгений Рекутный, Андрей Данилов (ст.), Василий Степанов, Александр Зайцев, Людмила Борисова, Роман Винокуров, Анастасия Прищепова, Артем Трайбер, София Тюлькина

В спектакле принимают участие артисты хора, балета и детской студии театра

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
Изначально мюзикл создавался не для Иркутска, но символично, что авторы сделали главными героями именно Трубецких. Пока я работал над новой версией постановки, узнал много  трогательных человеческих фактов о Сергее Трубецком. Например, как он, уезжая из Иркутска, рыдал на могиле Екатерины. Узнал, сколько Трубецкие привнесли в Иркутск знаний, культуры и своей любви. Уверен, что эти люди заслуживают того, чтобы здесь существовал такой спектакль.
Жанр постановки – мюзикл, но он не означает исключительно развлекательный характер. На сцене зрители увидят Сибирь глазами декабристов. В спектакле два мира – Петербург и Иркутск. При этом сценография достаточно абстрактная, а костюмы, наоборот, максимально приближены к историческим.
История восстания декабристов тронула меня еще в школе. Я убежден, что эти люди хотели исключительно положительных изменений для страны. Другой вопрос, что участники движения были очень разными. Их провал отбросил Россию назад. В спектакле отражено наше очень уважительное отношение к Трубецким и движению декабристов в целом.
Филипп Разенков
Художественных произведений на тему декабристов создано не так много, как могло бы показаться. Среди заметных можно упомянуть только оперу Юрия Шапорина «Декабристы», да знаменитый фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Увидевший свет рампы в конце 2016 года на сцене Свердловской музкомедии мюзикл «Декабристы» московского композитора Евгения Загота по сценарию Карины Шебелян стал вторым после Шапорина примером масштабного воплощения этой темы на музыкальной сцене. Но для Иркутска композитор с драматургом сделали новую редакцию мюзикла, а режиссер Филипп Разенков вместе со сценографом Елисеем Шепелёвым и хореографом Алиной Мустаевой создали на сцене не столько политическую, сколько трогательную историю о любви, об утопических мечтах и столкновении человека с суровой действительностью.
Затронутые в мюзикле вопросы, быть может, слишком серьезны для развлекательного жанра, и предложенное самим автором определение «лайт-опера» больше соответствует получившемуся спектаклю. Но творческие силы у Иркутского музыкального театра отличные для воплощения такой партитуры: и хор, и оркестр под руководством главного дирижера Виктора Олина звучали очень достойно.
«Российская газета»
Много ли у нас исторических мюзиклов, укорененных в истории нестоличного города? В Иркутском музыкальном театре «Декабристы» стали такой редкой птицей. Мировая премьера мюзикла Евгения Загота была в Екатеринбурге. Там ставили историю о Петербурге – разговоры за спинами жен, восстание, казнь. В Иркутск «Декабристы» добрались позже и по пути «обросли» местным контекстом. Автор пьесы Карина Шебелян специально дописала сибирскую «рамку», ввела в сюжет постаревшего Трубецкого, который не знает, прав ли был, и юного ссыльного, расспрашивающего его спустя много лет о событиях на Сенатской.
В спектакле Филиппа Разенкова два пространства, Сибирь и Петербург. Визуально они едины. Везде тяжелые, уродливые решетки, норовящие зацепить новых жертв. А труппа Музыкального театра (возможно, в силу близости темы) стирает пыль со знакомых имен. Молодой Трубецкой Евгения Алешина многомерен: он и задет несправедливостями, и рефлексирует, и пытается уберечь близких. Каховский Егора Кириленко зол и резок, настоящий «маленький человек». Рылеева Софьи Сучковой пронзительна в момент ареста мужа, ругает его за глупость и пытается спасти. Княгиня Трубецкая Людмилы Шер скрепляет весь мюзикл – в постановке важна связь в будущем супругов, сложности, которые легли на плечи знаменитых жен декабристов.

Тата Боева

На странице использованы фотографии Эоэллы Кириленко