Театральная компания ЗМ

Джинжик

Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022г.  «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Александр Балсанов, Анна Сомкина)
антиутопия со счастливым концом

Режиссер и автор инсценировки: Яна Тумина
Сценография: Кирилл Маловичко, Кира Камалидинова, Маша Небесная
Видео: Кирилл Маловичко, Маша Небесная
Куклы: Кира Камалидинова
Музыкальное оформление: Анатолий Гонье
Художник по свету: Василий Ковалев

Артисты: Александр Балсанов, Анна Сомкина

Продолжительность: 50 мин.
Возрастная категория 12+
Яна Тумина ставит фактически политический спектакль о свободе внутри несвободы, вкладывая в него не только всю свою боль о Земле, но и боль о человеке, закованном в корсет из идиотических предписаний.
Перелом внутри грустной притчи об одиночестве неординарной личности как раз в глубоко личном и частном выборе – спасении и выхаживании пингвиненка, проигравшего борьбу с пластиковым пакетом и наполненным нефтью морем. Старик выпутывает птичку из пакета, как до этого выпутывал трепыхающуюся рыбку или гирлянду, и с этого начинается его собственный, частный путь к свободе и радости.
«Джинжик» – спектакль спрессованного авторства, где каждый из его создателей отвечает за свою территорию, но при этом участвует в появлении нерасчленимого на фрагменты магического зрелища. Декорация подбирается под видео, и наоборот – видео вылепляет новые пространства, а кукла местами намеренно опрокидывает иллюзии, созданные декорацией и видео. Сознательный, продиктованный режиссерским решением пространственный минимализм здесь – способ заполнить каждый сантиметр и создать многослойный, не поддающийся разгадке сплав технологий и рукотворности.
Фактически посыл спектакля вторит гуманистической идее о превосходстве человека над механистичностью и бесчеловечностью любого свойства. Сила отдельного человеческого индивида, проявленная в деятельной заботе и чуткости по отношению к окружающему миру, в состоянии очищать океаны, но главным образом, и это гораздо важнее, очищать человеческие души. В этом смысле «Джинжик» – один из самых светлых по содержанию и совершенно волшебных по форме спектаклей, которые можно увидеть сегодня на российской сцене.

«Петербургский театральный журнал», блог

Отправной точкой для спектакля Яны Туминой и команды стал реальный случай: десять лет назад бразилец спас пингвиненка, и тот начал возвращаться к человеку каждый год. Современная история стала толчком для визуальной притчи о близком будущем, не слишком радужном. В постапокалиптическом мире голограмм пусто и одиноко: животные практически вымерли, вместо птиц по небу парят полиэтиленовые пакеты. Все сидят по домам: выходить нельзя, домашних животных держать нельзя, дышать особо тоже. Экологическая катастрофа – вечный карантин. Правда, главный герой – одинокий старик – не из робких. Он так же выброшен на свалку, как и мусор, в котором ковыряется на побережье. В мельчайших движениях маски героя, с которой искусно управляется Александр Балсанов, обнаруживаются удивительная мимика и полутона. Спектакль о технологическом будущем сделан с технической изобретательностью: весь мир старика мы видим в сложной 3D-видеопроекции, которую непросто отличить от реальности. И вопрос подлинности и подмены здесь один из главных. Мир иллюзорный, а пингвиненок, хрупкий озорной комочек, живой и дышит: Анна Сомкина работает с куклой так ловко, ювелирно и нежно, что сомневаться в этом не приходится. Вдруг оказывается, что искусственный интеллект не может заменить живую душу, а виртуозная игра куклы, которой актер дарит свое теплое дыхание, выигрывает у всех проекций.

Анна Казарина