Театральная компания ЗМ

Симулятор школы

Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург

Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в номинации "эксперимент"»

Режиссер: Петр Куркин
Художник-постановщик: Арина Слободяник
Драматург: Екатерина Кулакова
Геймдизайнеры: Федор Слюсарчук, Евгения Патаракина
Саунд-дизайнер: Даниил Коронкевич

Перформеры: Максим Белухин, Дарья Мовельян, Абдулазиз Муинджонов, Павел Любенко, Олег Шпак, Валерия Кузьминых, Александра Клочкова, Дмитрий Дагин, Александра Ефремова, Артем Скворцов, Ирина Григорьева, Наталья Лях, Ксения Чернышева, Александр Канакин, Адель Пинскер, Юлия Осеева

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 18+
«Симулятор школы» – это иммерсивный спектакль, в котором зрителю придется погрузиться в атмосферу стандартной российской школы, снова ощутить себя в том времени и ответить себе на вопросы, на которые тогда по какой-то причине ответить не удалось.
В названии есть слово «симулятор» – это значит, что это не совсем настоящая школа.
Изначально зритель попадает в некое футуристическое пространство, похожее то ли на химическую лабораторию, то ли на место, где проводят эксперименты. Там он дает интервью так называемым клонам или дублерам. По нашей задумке, они представляют собой не совсем живых людей, а скорее часть механизма. Зритель рассказывает им свои воспоминания: кем он был в школе, как учился, какие привычки имел, с кем общался и чего хотел, а затем эти данные загружаются в симулятор и используются в спектакле. Позже, уже в другом пространстве – пространстве школы – зритель сможет отыскать самого себя, потому что ему прямо говорится, что один из клонов будет исполнять его роль. В нашем спектакле 15 учеников – это актеры и настоящие школьники, соответственно, зрителей тоже 15.
Иван Куркин, интервью интернет-изданию «Бумага»
Как это устроено: перед входом в класс каждый зритель проходит короткое анкетирование на предмет своей школьной жизни, в ходе которого должны быть выявлены особенности поведения, присущие донору в его школьные годы. Чем подробней и откровенней вы отвечаете на вопросы перформера – тем выше вероятность разглядеть в одном из них своего клона.
«Симулятор школы» может восприниматься как чисто исследовательский проект (театральный сериал продолжается и в онлайне, когда зрители покидают пространство класса), но также может оказать и уникальный в своем роде терапевтический эффект. Но еще важно, что здесь зритель, оставаясь в позиции субъекта, для себя же самого становится объектом, одновременно наблюдателем и предметом наблюдения. Предельно интересно, что происходит в этот момент с нашим восприятием: во-первых, мы отчаянно пытаемся идентифицировать «себя» (если этого не произойдет, останемся только в роли вуайериста), во-вторых, происходит нечто вроде двойного отчуждения, мы смотрим на «себя» и на то, как мы смотрим на себя.
«Петербургский театральный журнал»
На странице использованы фотографии Александра Игнатовича