Театральная компания ЗМ

Кентервильское привидение

Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
Участник программы «Детский weekend» Фестиваля 2022 года
Идея и постановка: Денис Полевиков 
Художник, художник по костюмам: Эмиль Капелюш 
Куклы: Татьяна Стоя 
Инсценировка: Наталья Слащева  
Sound-дизайн: Анатолий Гонье 
Свет: Юрий Галкин 
Художник-технолог: Ник Хамов

Исполнитель: Денис Полевиков

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 6+
Спектакль создавался в рамках проекта «SOLO», который придумали Анна Иванова-Брашинская и французский кукольник Филипп Родригез-Жорда. На протяжении нескольких месяцев все участники проекта прошли большой путь от идеи до воплощения спектакля на сцене театра. Я задумал создать спектакль-экскурсию по старинному замку, в котором зрители – дети и взрослые – являются непосредственными участниками действия. Совместно с художником Эмилем Капелюшем мы придумали необычное сценическое пространство, похожее на цирковую арену, зрители здесь сидят на расстоянии вытянутой руки от происходящего на сцене. Несмотря на то, что я являюсь постановщиком и исполнителем единственной роли, у меня было довольно много соавторов, и мне с ними очень повезло. Над спектаклем работала большая команда людей, великолепных профессионалов своего дела. Мы вдохновляли друг друга, фантазировали, спорили, делились идеями, проверяли все на себе. На площадке всегда царила невероятно творческая атмосфера. Я с радостью и благодарностью вспоминаю это время, это был очень важный опыт для меня. 
Денис Полевиков
Решение пространства возникло неожиданно, когда Денис Полевиков рассказал, что замыслил сделать спектакль в жанре экскурсии, то есть пройти вместе с детьми по старинному замку. Я не хотел делать его классическим и узнаваемым, похожим на реальный, который мы могли видеть, например, в кино. Важно было создать такую структуру, которая позволила бы детям стать непосредственными участниками процесса. Я придумал многоугольник с гранями, которые постепенно раздвигаются: сначала в темном зале возникает только светящееся готическое окно, затем уже маленькие зрители проникают глубже в историю и в это пространство. Они оказываются вблизи места, похожего на цирковую арену, и могут наблюдать за действием со скамейки, сделанной в форме кольца. Взрослые же смотрят за тем, что происходит, из-за створок, то есть они в какой-то степени подглядывают не только за актером, но и за своими детьми. Они только впускают их в этот мир, оставаясь за его пределами, и включенность взрослых зависит от их желания и возможностей фантазии.
Эмиль Капелюш, журнал «Театр», блог
Придя на спектакль, вы окажетесь на экскурсии по старинному замку лорда Кентервиля. Замок и правда старинный – иначе почему здесь так туго с освещением, скользкие стены, и вечно что-то гудит и шуршит. Привидение тоже где-то должно быть, но, если честно, страшновато и без него. По замку публику водит бледный человек в старомодной жилетке с высокомерной ироничной улыбкой – типичный образ британца. Экскурсоводу нужно следовать во всем – ничего не трогать и всего бояться. Собравшись по периметру круглого стола, зрители превратятся в крохотных кукол и отправятся внутрь уменьшенной копии замка. Да, здесь не будет безумной американской семейки, купившей дом, а вот неугомонные дети останутся – целая группа экскурсантов. Спектакль родился в рамках проекта «SOLO», где артисты театра «Karlsson Haus» создают авторские моноспектакли. Денис Полевиков выступил здесь автором идеи, режиссером и актером, он один ловко управляется с десятком шарнирных кукол и детьми, что буквально окружают его. Таинственную атмосферу и щекочущее напряжение добавляют продуманный саунд-дизайн и свет. В общем, страшно красиво – нужное слово подчеркните сами.

Анна Казарина

На странице использованы фотографии Алексея Федоренко