Театральная компания ЗМ

Город Эн

Драматический театр, Прокопьевск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2022 года
Заметки на полях романа Леонида Добычина

Режиссер: Артем Устинов
Художник: Игорь Каневский

Артисты: Михаил Дмитриев, Ольга Гардер, Наталья Денщикова, Марина Королева, Светлана Попова, Гоча Путкарадзе, Дмитрий Ячменев

Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Возрастная категория 12+
«Город Эн» – мировая премьера на сцене Прокопьевского Ленкома. Никто из профессиональных театров до этого момента не брал роман Добычина в работу. Мы использовали разнообразные визуальные средства, чтобы показать эту историю со всех сторон. Плюс сцена под крышей дала нам дополнительные возможности, чтобы играть не только перед зрителями, но и за ними и сбоку от них. Плюс у нас есть камеры, зритель видит еще и совмещение крупных и общих планов предметов, которые щедро насыпаны на столах, они наравне с героями – главные действующие лица спектакля.
Артем Устинов
Режиссер ведет героя и зрителей очень непрямым маршрутом. Он все время переключает режимы, как бы не давая до конца втянуться в этот хрупкий мир воспоминаний, хрустящий истонченными временем бумажными страницами, окрашенный в сепию, озвученный тонким фарфоровым звоном музыкальной шкатулки. Иногда он настраивает камертон, погружая полностью, безыскусно: например, когда звучит песня на стихи писавшего на идиш Шике Дриза «Промелькнула река». Иногда резко выдергивает на поверхность вод Леты. И тогда современность вторгается то шумом греющегося электрического чайника, то Моргенштерном с мобильного телефона. А упоминанию погромов и событий первой русской революции сопутствуют оглушительное завывание пожарной сирены и требование срочно покинуть здание театра.
Но никто и никогда не может уйти в воспоминания полностью, закапсулироваться в них, свернуться податливым эмбрионом в тепле материнских вод.
интернет-издание «Летающий критик»
«Город Эн» Артема Устинова в Прокопьевском театре – «спектакль художника», в котором актеры выступают в качестве операторов воспоминаний главного героя, и первая постановка романа Леонида Добычина в России. Этот прием сразу задает дискретность восприятия; нарратива не будет. Будут руки артистов, комбинирующих вещи, фактуры, строчки, выводящих их на экран, запускающих поток ассоциаций. Артем Устинов не озабочен последовательностью событий или пересказом воспоминаний лирического героя Добычина о детстве, прошедшем в Двинске на рубеже XIX-XX веков. Режиссер и художник чередуют и комбинируют чувственные ощущения, аудиовизуальные стимулы, ассоциации со способами высказывания, реплики из романа – со статистическими комментариями. Здесь все время переключаются эстетические режимы и временные планы, нам не дают до конца втянуться в этот хрупкий мир воспоминаний, хрустящий истонченными временем бумажными страницами, окрашенный в сепию, озвученный тонким фарфоровым звоном музыкальной шкатулки. Современность вторгается то шумом греющегося электрического чайника, то Моргенштерном с мобильного телефона, то оглушительным завыванием пожарной сирены и требованием срочно покинуть здание театра.

Татьяна Джурова

После показа состоится открытое обсуждение с создателями спектакля 

На странице использованы фотографии Виля Равилова