Театральная компания ЗМ

L.A.D.

Урал Опера Балет, Екатеринбург, и продюсерское агентство «JokerLab», Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – Специальная премия жюри музыкального театра «За талантливое воплощение музыки Л.А. Десятникова в хореографии».

Номинации на Премию – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету».
 

балеты на музыку Леонида Десятникова

Музыкальный руководитель: Алексей Гориболь
Продюсеры: Екатерина Барер, Александр Сергеев
Менеджер проекта: Катерина Шаталова

ТРИ ТИХИЕ ПЬЕСЫ
Хореограф: Максим Петров
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Елена Воробьева, Анна Домке, Мики Нисигути, Александр Бородин, Александр Меркушев, Глеб Сагеев
Музыканты: Алексей Гориболь, Темирлан Абедчанов

БЕЗУПРЕЧНАЯ ОШИБКА
Хореограф: Максим Севагин
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Екатерина Кузнецова, София Тюпа, Евгений Балобанов, Лука Дризанг
Музыканты: Алексей Гориболь, Михаил Калупин

ПРАЗДНИК УХОДЯЩИХ
Хореограф: Андрей Кайдановский
Художник-постановщик: Татьяна Вьюшинская
Художник по костюмам: Мелани Фрост
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Игорь Булыцын, Юлия Дербенева, София Тюпа, Михаил Волков, Тимур Абдукадыров, Екатерина Кузнецова, Евгений Балобанов, Долгуун Хаш-Эрдэнэ
Музыканты: Алексей Гориболь, Светлана Суранова, Яна Морева, Михаил Морев, Игнат Горлов

ДАР
Хормейстер-постановщик: Владимир Завадский
Хореограф: Слава Самодуров
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Павел Ахметов

Артисты: Елена Воробьева, Татьяна Мевх, Екатерина Кузнецова, Варвара Пугачева, Михаил Волков, Фидан Даминев, Ильсур Хикматуллин, Хидеки Ясумура, Долгуун Хаш-Эрдэнэ
Музыканты: Алексей Гориболь, Светлана Суранова, Мария Токарева, Владимир Шилов, Владимир Петухов, Игнат Горлов, Екатерина Агапова флейта Яна Морева ударные Александр Ившин

Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 12+

Леонид Аркадьевич [Десятников] – интеллектуальный композитор: он все время играет темпами, ритмами и музыкальными темами. В «Шарманщике» перед нами диалог с Шубертом. Мы с артистами приняли вызов: надо было хорошо прочувствовать эту «неудобную» для танца музыку. У артистов Урал Балета есть большое преимущество – они практически все время вовлечены в постановочный процесс, поэтому работать с ними одно удовольствие.

Максим Севагин

«Праздник уходящих» – про черных клоунов, балаган, а если конкретнее – про похороны. Внутри этой музыки [квинтет «Эскизы к Закату»] заложена драма, но она очень двуликая. Мне близко мироощущение Десятникова. В его работах одна тема может быть окрашена по-разному: где-то мы хотим смеяться, а где-то плакать, причем от одного и того же. Хотелось все эти интонации соединить и создать сюрреальные и яркие образы – тем более в «Эскизах» все уже есть. Но самое ценное в музыке Десятникова – это юмор, без него ничего бы не получилось. По крайней мере, у меня.

Андрей Кайдановский

Для своего балета я выбрал кантату «Дар» на стихи Державина. Не могу сказать, что мне близка эта поэзия, но музыка перебросила мост из прошлого в настоящее и давала подсказки. «Дар» для меня – ребус, к нему нужно было искать ключ. Получилось коллажно и не без привлекательного хулиганства, которого у Десятникова в избытке.


Слава Самодуров

О чем балеты? Кто-то скажет – о метафизике, кто-то – о человеческой комедии или об игре в бисер. Тривиальность вербального ответа «все это, вместе взятое» бессловесный танец способен избавить от прямоты высказывания, а значит, от банальности.
Присущее танцу потенциально большее смысловое значение, чем у слова – третья, после исполнения, причина удач балетного вечера. Первая причина, конечно – выбор композитора, который не бывает однозначным.

интернет-издание «ClassicalMusicNews»

Произведения Десятникова разных лет и жанров, не предназначенные изначально для балета, но выбранные хореографами совместно с музыкальным руководителем постановки, петербургским пианистом Алексеем Гориболем, составили основу четырех бессюжетных опусов. Впрочем, изысканно-рефлексивная музыка Десятникова далеко не абстрактна. Она иронична в синтезе самых разных музыкальных стилей, смешений «высокого» и «низкого» – и глубоко человечна. При всей философичности и некотором пессимизме, она изобилует точно и глубоко схваченными образами, яркими характерными деталями. Узнаваемость цитат придает ей жанровость и живость. Музыка такого качества не могла не вдохновить четырех талантливых авторов на произведения, впечатлившие и публику, и саму труппу. Отсутствие необходимости следовать какому-либо нарративу позволило разгуляться авторской фантазии. А живое исполнение музыки внесло в премьеру перформативность: состояние «здесь и сейчас».

журнал «Балет»

Балетный проект L.A.D. – прежде всего, инициатива пианиста Алексея Гориболя, неутомимого пропагандиста творчества Леонида Десятникова, друга и соратника главного петербургского композитора-постмодерниста, чью музыку Гориболь, как никто, любит, исполняя ее не одно и даже не два десятилетия.  Инициалы композитора, вынесенные в название, удачно отыгрывают затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию Десятникова.
«Три тихие песни» в постановке Максима Петрова затаенным звуковым комментарием (из титров к фильму «Подмосковные вечера», пьесы «В честь Диккенса» и «Вариаций на обретение жилища») сопровождают кабинетный «белый балетик» для трех пар танцовщиков, словно бумажный кораблик, складываемый из образов, идеализирующих взросление. Огромные и нелепые (тоже как из бумаги) предметы игрушечного мира художницы Марии Трегубовой знаменуют стартовую черту осмысляемой жизни.    
«Безупречная ошибка» Максима Севагина (на музыку пьес «Как старый шарманщик» и «Элегия») переворачивает белый мир начала в черную изнаночность юношеских иллюзий. Две пары с эффектом «недоодетости» выстраивают дуэты, дополняя собою друг друга и докручивая-доверчивая разные комбинации отношений, где все равно чего-то не хватает.
Прелестной, хотя и грустной, гармонией мерцает «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, изложившего под вальс из спектакля «Живой труп» и музыки к фильму «Эскизы к закату» поэтичную историю «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Колоритнейшее местечковое семейство оживает в глазах их потомка смачным «цитированием» давно отзвеневших реалий их судеб, отношений, привязанностей.
В конце под хоровой зачин кантаты «Дар» на стихи Державина большая группа танцовщиков, ориентированных хореографией Славы Самодурова рефлексировать на темы избранной профессии, демонстрирует некий зазор, в который так легко угодить, если от коллективных трудов вас отвлекает поиск собственной индивидуальности.

Елена Черемных

На странице использованы фотографии Елены Леховой и Ольги Керелюк