ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

L.A.D.

Урал Опера Балет и продюсерское агентство «JokerLab», Екатеринбург
Номинации на Премию 2023

Балет / спектакль
работа балетмейстера-хореографа (Андрей Кайдановский)
работа балетмейстера-хореографа (Максим Севагин)
работа балетмейстера-хореографа (Вячеслав Самодуров)
работа художника (Мария Трегубова)
работа художника по костюмам (Мелани Фрост)
работа художника по костюмам (Мария Трегубова)
работа художника по свету (Константин Бинкин)

балеты на музыку Леонида Десятникова

Музыкальный руководитель: Алексей Гориболь
Продюсеры: Екатерина Барер, Александр Сергеев
Менеджер проекта: Катерина Шаталова

ТРИ ТИХИЕ ПЬЕСЫ
Хореограф: Максим Петров
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Елена Воробьева, Анна Домке, Мики Нисигути, Александр Бородин, Александр Меркушев, Глеб Сагеев
Музыканты: Алексей Гориболь, Темирлан Абедчанов

БЕЗУПРЕЧНАЯ ОШИБКА
Хореограф: Максим Севагин
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Екатерина Кузнецова, София Тюпа, Евгений Балобанов, Лука Дризанг
Музыканты: Алексей Гориболь, Михаил Калупин

ПРАЗДНИК УХОДЯЩИХ
Хореограф: Андрей Кайдановский
Художник-постановщик: Татьяна Вьюшинская
Художник по костюмам: Мелани Фрост
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Игорь Булыцын, Юлия Дербенева, София Тюпа, Михаил Волков, Тимур Абдукадыров, Екатерина Кузнецова, Евгений Балобанов, Долгуун Хаш-Эрдэнэ
Музыканты: Алексей Гориболь, Светлана Суранова, Яна Морева, Михаил Морев, Игнат Горлов

ДАР
Хормейстер-постановщик: Владимир Завадский
Хореограф: Слава Самодуров
Художник-постановщик: Мария Трегубова
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Павел Ахметов

Артисты: Елена Воробьева, Татьяна Мевх, Екатерина Кузнецова, Варвара Пугачева, Михаил Волков, Фидан Даминев, Ильсур Хикматуллин, Хидеки Ясумура, Долгуун Хаш-Эрдэнэ, Фидан Даминев
Музыканты: Алексей Гориболь, Светлана Суранова, Мария Токарева, Владимир Шилов, Владимир Петухов, Игнат Горлов, Екатерина Агапова флейта Яна Морева ударные Александр Ившин

Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 12+

Леонид Аркадьевич [Десятников] – интеллектуальный композитор: он все время играет темпами, ритмами и музыкальными темами. В «Шарманщике» перед нами диалог с Шубертом. Мы с артистами приняли вызов: надо было хорошо прочувствовать эту «неудобную» для танца музыку. У артистов Урал Балета есть большое преимущество – они практически все время вовлечены в постановочный процесс, поэтому работать с ними одно удовольствие.

Максим Севагин

«Праздник уходящих» – про черных клоунов, балаган, а если конкретнее – про похороны. Внутри этой музыки [квинтет «Эскизы к Закату»] заложена драма, но она очень двуликая. Мне близко мироощущение Десятникова. В его работах одна тема может быть окрашена по-разному: где-то мы хотим смеяться, а где-то плакать, причем от одного и того же. Хотелось все эти интонации соединить и создать сюрреальные и яркие образы – тем более в «Эскизах» все уже есть. Но самое ценное в музыке Десятникова – это юмор, без него ничего бы не получилось. По крайней мере, у меня.

Андрей Кайдановский

Для своего балета я выбрал кантату «Дар» на стихи Державина. Не могу сказать, что мне близка эта поэзия, но музыка перебросила мост из прошлого в настоящее и давала подсказки. «Дар» для меня – ребус, к нему нужно было искать ключ. Получилось коллажно и не без привлекательного хулиганства, которое у Десятникова в избытке.


Слава Самодуров

О чем балеты? Кто-то скажет – о метафизике, кто-то – о человеческой комедии или об игре в бисер. Тривиальность вербального ответа «все это, вместе взятое» бессловесный танец способен избавить от прямоты высказывания, а значит, от банальности.
Присущее танцу потенциально большее смысловое значение, чем у слова – третья, после исполнения, причина удач балетного вечера. Первая причина, конечно – выбор композитора, который не бывает однозначным.

интернет-издание «ClassicalMusicNews»

Произведения Десятникова разных лет и жанров, не предназначенные изначально для балета, но выбранные хореографами совместно с музыкальным руководителем постановки, петербургским пианистом Алексеем Гориболем, составили основу четырех бессюжетных опусов. Впрочем, изысканно-рефлексивная музыка Десятникова далеко не абстрактна. Она иронична в синтезе самых разных музыкальных стилей, смешений «высокого» и «низкого» – и глубоко человечна. При всей философичности и некотором пессимизме, она изобилует точно и глубоко схваченными образами, яркими характерными деталями. Узнаваемость цитат придает ей жанровость и живость. Музыка такого качества не могла не вдохновить четырех талантливых авторов на произведения, впечатлившие и публику, и саму труппу. Отсутствие необходимости следовать какому-либо нарративу позволило разгуляться авторской фантазии. А живое исполнение музыки внесло в премьеру перформативность: состояние «здесь и сейчас».

журнал «Балет»

Балетный проект L.A.D. – прежде всего, инициатива пианиста Алексея Гориболя, неутомимого пропагандиста творчества Леонида Десятникова, друга и соратника главного петербургского композитора-постмодерниста, чью музыку Гориболь, как никто, любит, исполняя ее не одно и даже не два десятилетия.  Инициалы композитора, вынесенные в название, удачно отыгрывают затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию Десятникова.
«Три тихие песни» в постановке Максима Петрова затаенным звуковым комментарием (из титров к фильму «Подмосковные вечера», пьесы «В честь Диккенса» и «Вариаций на обретение жилища») сопровождают кабинетный «белый балетик» для трех пар танцовщиков, словно бумажный кораблик, складываемый из образов, идеализирующих взросление. Огромные и нелепые (тоже как из бумаги) предметы игрушечного мира художницы Марии Трегубовой знаменуют стартовую черту осмысляемой жизни.    
«Безупречная ошибка» Максима Севагина (на музыку пьес «Как старый шарманщик» и «Элегия») переворачивает белый мир начала в черную изнаночность юношеских иллюзий. Две пары с эффектом «недоодетости» выстраивают дуэты, дополняя собою друг друга и докручивая-доверчивая разные комбинации отношений, где все равно чего-то не хватает.
Прелестной, хотя и грустной, гармонией мерцает «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, изложившего под вальс из спектакля «Живой труп» и музыки к фильму «Эскизы к закату» поэтичную историю «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Колоритнейшее местечковое семейство оживает в глазах их потомка смачным «цитированием» давно отзвеневших реалий их судеб, отношений, привязанностей.
В конце под хоровой зачин кантаты «Дар» на стихи Державина большая группа танцовщиков, ориентированных хореографией Вячеслава Самодурова рефлексировать на темы избранной профессии, демонстрирует некий зазор, в который так легко угодить, если от коллективных трудов вас отвлекает поиск собственной индивидуальности.

Елена Черемных

На странице использованы фотографии Елены Леховой и Ольги Керелюк