Театральная компания ЗМ
Эрих Вольфганг Корнгольд

Мертвый город

Театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая женская роль» (Марина Нерабеева), «Лучшая работа художника» (Зиновий Марголин)

Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Рольф Ромей).

опера в трех действиях

Музыкальный руководитель: Валентин Урюпин
Дирижер: Дмитрий Матвиенко
Режиссер-постановщик: Василий Бархатов
Художник-постановщик: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Александр Сиваев
Хормейстер: Юлия Сенюкова

Артисты: Рольф Ромей, Марина Нерабеева, Артем Гарнов, Валерия Пфистер, Мария Буйносова, Екатерина Мирзоянц, Георгий Фараджев, Илья Кузьмин, Антон Бочкарев

В спектакле участвуют хор и оркестр театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова и Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г.А. Струве

Опера исполняется на немецком языке с русскими субтитрами

Продолжительность 3 ч. 15 мин. 


Возрастная категория 16+

В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на все окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и «мертвым» в такие моменты. «Мертвый Брюгге» или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это «мертвое» не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера «Мертвый город» всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека – избавление от самой крепкой зависимости из известных мне.

Василий Бархатов
Бархатов серьезно трансформировал сюжет оперы, оставив в спектакле жену Пауля Мари живой. Она не умерла, а ушла от мужа, который впал из-за этого в маниакально-депрессивное состояние, постоянно прокручивая в мыслях прежнюю жизнь. Происходящее на сцене – одновременно и реальность (в аудио заставке звучат голоса расстающихся супругов, пришедших на сеанс к психотерапевту), и воспоминания, в которых всплывают события с участием жены, и образы его больного разума, рождающего чудовищ. <…> В своем больном сознании он доходит до жутких галлюцинаций: в одной из таких сцен топит Мариэтту в ванной, а затем, все глубже погружаясь в собственный кошмар, оказывается в ванной сам – в парике и платье жены. По сути, это психоаналитическая развязка, освободившая Пауля от навязчивого фантома. Финал запутанной истории – патетически голливудский: Пауль на катере торжественно отправляется из «мертвого города» в новую жизнь. И для Корнгольда, прославившегося в первую очередь своей киномузыкой в Голливуде, это кажется уместным.
«Российская газета»
Оркестр под управлением Валентина Урюпина проделал невероятную работу – это был живой единый механизм, правда, спрятанный от глаз публики за сценой. Оперу Корнгольда – жгучую смесь бесконечных вагнеровских мелодий, симфонизма Рихарда Штрауса и даже итальянского веризма – воспринимать довольно непросто, ты как будто ешь огромный слоеный торт с кремом, но в интерпретации Урюпина эта сладость и приторность оказались в нужном эквиваленте. И лейтмотив города, и колокольность, пронизывающая многие эпизоды, и симфонические интерлюдии в духе «Саломеи» звучали подчеркнуто строго и аккуратно, не срываясь на экспрессионистский нерв.

интернет-издание «Ваш досуг»

Спектакль Василия Бархатова в «Новой Опере» предельно кинематографичен. Будто рассчитан на видеосъемку с крупными планами: многочисленные детали – волосы на расческе, свадебное фото на тумбочке, крошечная кофейная чашечка со следами красной помады – просматриваются лишь с первых рядов партера. Нельзя не признать, что в спектакле великолепно выстроены отношения между героями, а все мизансцены выглядят легко и естественно. Видно, что с певцами была проведена тщательная работа: каждый четко представляет свое сценическое существование в любой момент времени.

газета «Музыкальное обозрение»

На странице использованы фотографии Иры Полярной и Екатерины Христовой