Театральная компания ЗМ
Руджеро Леонкавалло

Паяцы

Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучшая мужская роль» (Павел Назаров).

Номинации на Премию – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Дарья Батова).

опера в двух актах

Либретто Руджеро Леонкавалло

Режиссер-постановщик: Анна Осипенко
Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Синькевич
Дирижер: Владимир Кулагин
Художники-постановщики: Мария Лукка, Александр Мохов
Художник по свету: Стас Свистунович
Хореограф-постановщик: Анна Белич
Хормейстер: Александр Зорин

Артисты: Максим Аксенов, Антон Халанский, Анастасия Аверина, Дарья Батова, Наталья Ландовская, Вадим Мокин, Павел Назаров, Евгений Урсул, Чингиз Кадыров, Игорь Макаров, Вячеслав Хавренок, Александр Ватолкин, Юрий Заряднов, Иван Подойников, Петр Хухрин, Дарья Харитонова, Артем Лисин, Марк Томашевский, Евгений Лукин, Вадим Никифоров, Илья Иванов

Продолжительность 1 ч. 40 мин.


Возрастная категория 16+

«Паяцы» – та редкая опера, действие которой происходит в театре. На время спектакля актеры «умирают» и живут в своих персонажах. Но где граница между человеком и маской? Если актер не в силах разделить себя и роль, в жизнь врывается трагедия… Наш спектакль – это своего рода исследование: как обычный человек, что называется, хороший парень, превращается в убийцу. Действие происходит в современном театральном пространстве – человеческая натура не меняется, и такие события могут происходить в любые времена.
В спектакле сочетаются сразу три формы театра. Одна – это маски традиционной комедии дель арте, стихийный, примитивный театр. Вторая форма – это веризм, переходящий даже в экспрессионизм. И третья – это документальный, где наши актеры исполняют роли тех актеров, которые играют комедию. В рисунке образов мы стремимся к полифонии музыки и пластики, к тому, чтобы уйти от прямого иллюстрирования смысла жестом.

Анна Осипенко
Сюжет «Паяцев», как известно, весьма кровав, но режиссер и ее команда вовсе убирают из него элементы мелодрамы, выдвигая на первый план грубые нравы, неприязненные отношения, черные мотивы героев. Тон задает уже знаменитый Пролог, в финале которого поющий его Тонио вешается на веревке-канате – правда не на самом деле, в шутку, но все равно эта мизансцена щекочет нервы. Получается спектакль жесткий и откровенный, по-своему натуралистичный. Режиссеру удается избежать сомнительных с точки зрения морали моментов, что постановке идет на пользу, но и без них атмосфера петрозаводских «Паяцев» наэлектризована ненавистью, похотью и одержимостью.
газета «Культура»
Молодой режиссер Анна Осипенко нашла ключ к этой, когда-то новаторской, партитуре не в современных или «актуальных» смысловых перпендикулярах, а в пристальном прочтении интермедии второго акта, представляющей собой стилизацию старинного театра с серенадой, менуэтом и гавотом. Трагедию героев постановщик увидела в том, что «вирус» балаганного театра, артистами которого являются Недда, Канио и Тонио, опасно проник в их жизнь, стерев границу между игрой и реальностью, превратив их из живых людей в марионеток, в бездушные маски.
Режиссер пригласила в спектакль хореографа Анну Белич, специалиста по комедии дель арте. По сути, труппа работала в этом спектакле в новой для себя театральной системе, соединяя оперное интонирование с эстетикой более широкого плана. Художники-постановщики – представили сценическую фантазию, «геометрически» соединившую формы театра и цирка, придав тем самым действию многомерное измерение: театра и жизни, потустороннего и реального.

«Российская газета»

Режиссер Анна Осипенко делает все, чтобы у публики не было шансов расслабиться. Действие разворачивается стремительно, часто несколько событий происходят одновременно в разных точках площадки. Нужно приспособиться смотреть так, чтобы, по возможности, ничего не упустить, включая бегущую строку с переводом текста арий и речитативов с итальянского на русский.

интернет-журнал «Республика»

Эта опера получила колоссальную популярность с момента мировой премьеры в Милане в 1892 году, и с тех пор в нее так въелся стереотип веристского манифеста, что и в Нью-Йорке, и в Париже даже сегодня, в век режиссуры трудно встретить что-то свеженькое. А в Музыкальном театре Республики Карелия режиссер Анна Осипенко вместе с хореографом Анной Белич сумели найти новый ключ к этой заезженной, старой как мир партитуре. Свежий воздух с Онеги подсказал им, что все дело отнюдь не в глубине, а на поверхности, а именно в традиции той самой комедии дель арте, языком которой говорят главные герои в своей финальной интермедии. И вот уже Недда-Коломбина словно бы разламывает зауженное пространство пропахшей гримерки заезженными жестами, подобно Петрушке Стравинского в коробке кукольника, а стареющий Канио-Паяц смотрит в зеркало, медленно анализируя свой грим не хуже Фауста. Философия мира как театра срочно нуждается в ревизии, в чем «Паяцам» помогает и киноглаз, наблюдающий за происходящим и добавляющий в действие гнетущую напряженную атмосферу саспенса, как в фильмах Хичкока.


Владимир Дудин

На странице использованы фотографии Виталия Голубева