Театральная компания ЗМ

Soulwhirl

Дом радио, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Ольга Цветкова).

Хореограф и перформер: Ольга Цветкова
Режиссер: Владимир Николузос
Композитор: Вангелино Курентзис
Свет: Анатолий Ляпин

Идет в один вечер с перформансом «О»

Продолжительность 30 мин.


Возрастная категория 18+

«Soulwhirl» – это ритуал. Танец с мертвыми духами, где в жертву приносится самое неприкосновенное, что есть у человека – мечущаяся в теле душа. Безумный в своей вере акт самовоспламенения в танце. Здесь танец переходит из физического реализма в метафизический, где дикая боль человека раскручивается в вихре суфийского танца и навсегда покидает душу. Присутствие в работе двух знаковых для меня композиторов: Вангелино Курентзиса и Иоганна Себастьяна Баха позволяет раскручивать вихрь души в разные стороны, ускоряя и так безумный в своей скорости танец души к свободе. В ритуале используются упражнения и духовные практики Георгия Гурджиева.

Ольга Цветкова

Перформанс «Soulwhirl» – моноработа Ольги Цветковой в эстетике буто. Пластические размышления о рождении, смерти и бесконечном повторении этого круга под радикально новую музыку Вангелино Курентзиса. Музыку, которую неподготовленное ухо даже не способно считать как предмет для прослушивания. Перформанс зрители наблюдали во флюоресцентной темноте: на большом круглом «ринге», прямо в его центре рождается человек. Абсолютно обнаженная Ольга сначала прорастает и раскрывается, как бутон пиона – медленно и очень красиво, затем ищет себя в пространстве и исследует окружающий мир. А в финале перформанса и вечера в целом уходит в открытый космос – открытую дверь.

интернет-издание «Okolome»
Перформанс «Soulwhirl» Ольга Цветкова подарила маэстро Курентзису к его пятидесятилетию. Но музыку его младшего брата Вангелино она выбрала не только затем, чтобы доставить дополнительную радость юбиляру. Хореограф и композитор давно шли навстречу друг другу, разрабатывая параллельно тему путешествия платоновской psyche. В эмбиентном саунде Вангелино нашли свое место голоса живых птиц, а также взмахи крыл каких-то птиц-чудовищ, шум волн мирового океана и леденящий душу плеск вод подземного Стикса. Композитор двинулся в путь из Древней Греции, танцовщица «полетела» к нему из российских широт, из мест, где в свете ночного костра камлают шаманы. Свернутое в комок существо, лежащее в центре гигантского стола с нарисованными на нем кругами, впитывая в себя вместе с музыкой земную, или небесную, пыль (в спектакле используется экологичная манная крупа), постепенно расправляется. Бесформенный эмбрион обретает формы человеческого тела – точеные и правильные, словно некий скульптор в процессе «ваяния» статуи обрел золотое сечение. Женщина-статуя начинает двигаться по кругу, ходит вокруг стола, наращивая скорость вместе со звенящим вихрем музыки. Ее неподвижное лицо обсыпано белой пылью, глаза пылают огнем, стреляют божественной усмешкой. В финале перед самым уходом из неонового зала персонаж Цветковой, принадлежащий потустороннему миру, вдруг превращается в чеховскую героиню – клоунессу Шарлотту, и музыкально-музейный перформанс оборачивается театром.

Екатерина Беляева

На странице использована фотография Александры Муравьевой