

ДӨР
Творческое объединение «Алиф» и Театральная площадка «MOÑ», КазаньСовременный танец / спектакль
работа балетмейстера-хореографа (Марсель Нуриев)
работа балетмейстера-хореографа (Мария Нуриева)
работа композитора (Мелас Спиридон)
работа композитора (Сугдэр Лудуп)
работа композитора (Эрик Марковский)
женская роль (Мария Нуриева)
мужская роль (Марсель Нуриев)
танцевальный перформанс
Авторы и исполнители: Марсель и Мария Нуриевы
Музыканты и композиторы: Сугдэр Лудуп, Эрик Марковский, Мелас Спиридон
Продолжительность 50 мин.
Возрастная категория 16+
Центральным объектом спектакля является наш домашний ковер. И для нас этот ковер – это то место, где мы много проводим времени вместе, мы на нем танцуем, занимаемся. Это такое место возвращения – ассоциируемого с домом, с каким-то уютом. С другой стороны – это определенное ограниченное пространство. А все орнаменты на нем – будто натоптанные дороги и проложенные пути. В узоре на ковре есть ритм, в нашем танце есть ритмический рисунок, в музыке есть ритмический рисунок. Неуловимо все пересекается.
Вся работа придумывалась совместно, и она имеет структуру, рисунок, процедуру. Но в этой структуре есть возможность импровизировать, и мы, как и в жизни, когда окружены расписанием, проектами, планами, даем себе возможность импровизировать. Мы остаемся открытыми некоей спонтанности каким-то новым отношениям. На маленьком отрезке между планами и обязательствами есть возможность родиться чему-то новому.
Дөр – некий микрокосм мира: место обитания, собрания, теплоты, эмоций. В то же время Дөр – некий мегакосм сердца: там кипят наши предельные рыдания и чаяния к Иному. Спектакль посвящен тем, кто ищет свой дом, свое место на свете, и еще более тем, кто нашел его. Универсальный характер «дома» отражается во всем спектакле, хотя разные культурные элементы сосуществуют.
На первый взгляд «ДӨР» построен как обычный танцспектакль – на сцене два танцовщика и три музыканта, одни двигаются, другие играют и поют. Только сцены в обычном понимании здесь нет, и первыми в темноте блэкбокса площадки MOÑ, где в узком зрительском кругу показывают «ДӨР», рождаются звук и свет, а не танец. По ходу «не действия» световое пятно на полу разрастается, тонкий глухой голос турецкой флейты обрастает плотным облаком горлового пения, из ниоткуда возникает красный узорчатый ковер, и только потом появляются фигурки людей, сначала скромно сидящих у его кромки. Марсель и Маша Нуриевы экспериментируют с нарративом в широком смысле слова. В проекте «ДӨР» (в переводе с тувинского языка слово «ДӨР» означает место напротив входа в юрте, или сторону, противоположную фасаду) у каждого участника была задача импровизировать, рассказывать с помощью голоса, тела или музыкального инструмента свою историю. Греческий музыкант Мелас Спиридон играет на турецкой флейте «ней» и исполняет псалмы в византийской манере, в какой-то момент переходя на турецкий язык. Уроженец Карелии Эрик Марковский колдует с персидским бубном и отбивает такт ногами, заставляя индийские гунгру романтично звенеть. Тувинец Сугдэр Лудуп поет «горлом» и играет на игиле. Нуриевы танцуют до изнеможения в смешанных техниках сорок минут подряд. Звуки, жесты, мелодии, тени, энергии тел, световые лучи, цвета смешиваются в некий объемный узор. Равен ли этот узор узору ковра, на котором и вокруг которого все происходит, смотрящий решает самостоятельно.