Театральная компания ЗМ
Николай Гоголь

Ревизор

Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Родион Михно, Олег Романов).

комедия

Режиссер-постановщик: Игорь Казаков
Художник-постановщик: Татьяна Нерсисян
Художник-технолог по изготовлению сценической конструкции: Александр Клеветенко
Композитор: Евгений Мильков
Пластика: Евгений Иванов
Художник по свету: Дмитрий «Митрич» Зименко

Артисты: Олег Романов, Любовь Бирюкова, Екатерина Швецова, Ирина Будникова, Дмитрий Будников, Наталья Васильева, Владислав Тимонин, Антон Верещагин, Родион Михно, Владислав Тимонин, Марина Збуржинская, Светлана Романова

Продолжительность 2 ч


Возрастная категория 16+

Эта история от начала до конца построена на страхе. Именно патологический страх разоблачения толкает героев на совершение нелепых, необдуманных шагов. Одно обстоятельство наваливается на другое, и эта куча растет как снежный ком, – это и смешно, и страшно. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Мы тоже пытаемся посмеяться над собой: над нашей узколобостью, мещанством, над нашими пороками. Николай Васильевич предоставил нам для этого огромную базу. Нам забавно в этом всем вариться, потому что ситуации дурацкие на самом деле, и мы по-дурацки куражимся, пробуя этот материал.

Игорь Казаков, интервью ИА «Республика Карелия»

Режиссер Игорь Казаков не первый раз успешно соединяет на площадке драматического актера и живой план с куклой. На этот раз с художником Татьяной Нерсисян они придумали забавных и смешных чиновников-головастиков: из головы состоит почти весь персонаж – ноги, руки, сюртуки и галстуки почти не заметны. В спектакле много визуальных находок: две крупные черные крысы с красными светящимися глазами, терзающие сознание Городничего по ночам, неестественно большие клопы, задорно бегающие по стенам, само пространство гостиной – перекошенное, с покатым полом, под которым Антон Антоныч прячет толстенную пачку банкнот.

газета «Экран и сцена»

Режиссеру удалось создать фарс, театральный комикс, наполненный неисчерпаемыми, по своей сути, монологами и диалогами героев. На серой, слегка искривленной сцене создавался знаменитый сюжет спектакля. Сценический минимализм в декорациях, передающий серость и убогость героев, соперничал с яркими диалогами персонажей, парадоксальными действиями, которые проявлялись через разнообразные актерские находки и режиссерское видение текста. На глазах зрителя разворачивалась история страха и разоблачения, мистического и религиозного начал.


интернет-издание «Комсомольская правда. Мурманск»

Режиссер Игорь Казаков и художник Татьяна Нерсисян упаковывают гоголевскую комедию в хрустящую живой сатирой шаржевую обертку, разворачивать которую столь же увлекательно, как подарки на день рождения. На актерах огромные головы и карикатурные костюмы, меняющие пропорции человеческого тела и придающие каждому герою особую пластику. На обшарпанных стенах – неважно, что это: богатый дом городничего, нищенское богоугодное заведение или жалкая ночлежка – время от времени оживают огромные то ли тараканы, то ли клопы. Наравне с людьми они существуют в накрененной комнате-коробке. Статичная и неповоротливая художественная модель заставляет нас попробовать рассмотреть, осталось ли внутри замершей в сложном моменте птице-тройке что-то настоящее. Кажется, что в этой сожравшей все живое конструкции мы не увидим ни одного человеческого лица, самая сложная задача стоит перед актерами – не быть заживо погребенными внутри саркофага и не остаться в заложниках у костюма. И безумно интересно наблюдать за тем, как актер находится не рядом с куклой, не сверху, а внутри мертвой материи, придавая ей совершенно иной смысловой импульс.

Олеся Кренская

На странице использованы фотографии Михаила Никитина