Театральная компания ЗМ

Белая уточка

Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера».

Номинации на Премию – «Лучшая работа актера» (Екатерина Малетина).
 


Участник программы «Детский Weekend» Фестиваля 2023 года

Славянский фолк-хоррор

Автор пьесы, художник и режиссер: Борис Константинов
Художник по костюмам: Наталия Корнилова
Художник-технолог: Виктор Антонов
Ассистент режиссера: Артур Арутюнов
Автор аранжировки и музыкального оформления: Николай Шамшин

В ролях: Екатерина Малетина, Максим Кустов, Владислав Камышников

Музыкальные темы спектакля в исполнении оркестра театра

Продолжительность 50 мин.


Возрастная категория 12+

Подростку неловко идти в театр кукол, так как он априори считается детским. А мне хотелось заманить его к нам и доказать, что у театра кукол нет возрастных границ, так как он более тонкий, оперирует метафорами и может поведать любую историю иносказательно.
Название «Белая уточка» – это обманка, провокация. Оно мягкое и пушистое, а сама народная сказка довольно жуткая, и страсти там кипят не детские. Я решил соединить черное и белое, добро и зло в одной героине, которую играет Екатерина Малетина. Потому что самый сильный конфликт – он внутри человека. И вот эта внутренняя борьба и подогревает интерес подростков. Они хотят казаться циничными и всезнающими: мол, нас ничем не удивишь. Но на самом деле, именно в этом хрупком возрасте в душе человека впервые сталкиваются добро и зло.

Борис Константинов, интервью газете «Вечерняя Москва»

Нечастый на сцене славянский хоррор, притом очень удачный. Князь, молодая княгиня (она же белая уточка), утята и ведьма – вот, собственно, главные герои действа. Строго говоря, страшного, даже жестокого, в славянском фольклоре предостаточно. Другое дело, что поставить подобное не каждый режиссер решится и сможет. В данном же случае получилась, с одной стороны, страшная сказка, с другой – поучительный рассказ, какой бывает в каждой истории наших предков. Все в спектакле одновременно дивно и условно, как того требуют законы театрального действа…
Вся страшная история полна песен, заклинаний, магии предметов бытового обихода. В спектакле много символики: красные ягоды, что с наслаждением вкушает княгиня, на болотистой кочке – снова знак искушения, сундук, куда с могильным грохотом и стуком проваливаются герои или вороница утаскивает князя.
Зачастую зритель так до конца и не может понять, уловить тот самый момент, когда вороница-дьяволица превращается в молодую княгиню, настолько все неясно, непонятно, перетекающе одно в другое: живое в мертвое – и на­обо­рот. Однако зрелище одновременно завораживающе, страшно, но прекрасно…

интернет-издание «Учительская газета»
Авторский спектакль Бориса Константинова «Белая уточка» поставлен в жанре славянского фолк-хоррора. Это эффектная страшилка о княгине, которую злая ведьма превратила в птицу за то, что та нарушила данное слово. И здесь интересно следить не только за сюжетом, но и за способами перевоплощения актрисы, лихо трансформирующейся на глазах у зрителя в разных существ. Художник Константинов играет с масштабами, пространством, системами кукол. На сцене царит изящное трюкачество, в том числе и благодаря актерской пластике, а необычные маски производят впечатление даже на профессиональную публику, не говоря уже о скептически настроенных подростках.

Олеся Кренская

На странице использованы фотографии Александра Иванишина