ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Анна Каренина

Театр «Старый дом», Новосибирск
Номинации на Премию 2023

Драма / спектакль малой формы
женская роль (Альбина Лозовая)
мужская роль (Анатолий Григорьев)
мужская роль второго плана (Юрий Кораблин)

по мотивам романа Льва Толстого

Режиссер, автор текста: Андрей Прикотенко
Художник: Ольга Шаишмелашвили
Композитор: Николай Попов
Художник по свету: Игорь Фомин
Медиахудожник: Илона Бородина
Креативный продюсер: Оксана Ефременко

Артисты: Альбина Лозовая, Анатолий Григорьев, Александр Вострухин, Яна Игнатенко, Евгений Варвара, Наталья Немцева, Виталий Саянок, Лариса Чернобаева, Софья Васильева, Юрий Кораблин, Эльвира Главатских, Вера Сергеева

Продолжительность 3 ч. 10 мин.


Возрастная категория 18+

Дело в том, что историю, которую мы можем сегодня почувствовать в этом романе, невозможно передать языком Толстого. Конечно, можно придумывать спектакль, оставаясь в контексте эпохи. Но тогда будет большая театральная условность, мы этого не хотели. Надо менять язык, менять обстоятельства. В процессе репетиций мы вносили тревожащие нас мысли, ситуации, даже каким-то образом корректировали сюжет. Наш спектакль – попытка изучить природу насилия, природу жестокости и любви для того, чтобы, как бы высокопарно это ни звучало, стать лучше. Здесь мы совпадаем с Львом Николаевичем.

Андрей Прикотенко

Визуальное решение связано с идеей суперкрупного плана, чтобы зрители находились непосредственно в том же пространстве, что и герои спектакля. Чтобы не было четкого разделения на зал и сцену. Чтобы мы оказались в позиции наблюдателей и подсматривающих, которые заходят в эту интимную зону и заглядывают в укромные уголки сюжета. Персонажи ничем от нас не отделены и не прикрыты, поэтому они практически раздеты. Это создает эффект интимности и максимального приближения.

Ольга Шаишмелашвили
В «Анне Карениной» Андрея Прикотенко текст Толстого сжат и переписан. Все, что происходит там, происходит даже не за закрытыми дверями, а в Сети. Люди спектакля почти всегда в одиночестве говорят тихо, ровно или пишут, глядя в светящийся экран, глядя в какую-то точку перед собой. И в те редкие минуты, когда они встречаются, это подобно удару молнии. Каждая встреча Анны и Вронского, Анны и Алексея Каренина становится открытием, обрушивается лавиной. Это предельно чувственный и очень живой спектакль об очень рациональном мире. Мир большой власти, больших денег, беспощадных манипуляций всем своим многотонным телом несется на Анну. Здесь любви объявлена война. К финалу кажется, что уже сам спектакль буквально бьется от боли. И в самом начале, когда Анна тихо произнесла в пустоту, что не знала, что бывают такие красивые люди, тогда уже, в первые секунды, было ясно, что это великая любовь, встреча, спознание душ. Та самая любовь, что милосердствует и никогда не перестает.

интернет-издание «Летающий критик»

Режиссеру важно, что центральный образ спектакля – женский, причем, это женщина очень юная, и не случайно роль Карениной отдана актрисе Альбине Лозовой, сыгравшей Настасью Филипповну в «Идиоте» почти подростком. <…> Интереснее всего наблюдать именно за тем, как Анна осмысляет все, что с ней происходит в результате встречи с Вронским. И то, что Прикотенко наполнил ее лексикон выражениями «мне не нравится», «мне стыдно», «этот брак был ошибкой», «я не ожидала, что я – такой гадкий, мерзкий человек», кажется самой сильной стороной инсценировки. В числе создателей спектакля не указан хореограф, но есть перманентное ощущение, что хрупкая фигурка Альбины-Анны перемещается по канату над пропастью, а страховкой служит дар героини (сегодня это качество действительно воспринимается как уникальное свойство) рефлексировать по поводу всего, что с ней творится. Она устроена сложнее других, и этого общество не может ей простить. Именно поэтому спектакль называется «Анна Каренина».

журнал «Театр», блог

Художник Ольга Шаишмелашивили и режиссер Андрей Прикотенко сразу задают условия будущей игры «в Каренину»: сценическое пространство как подиум для показов или перрон вокзала, – начало движения людей-функций в заданных координатах тотального минимализма. Спектакль-дефиле, где модели демонстрируют даже не личные истории героев, а скорее социальные тренды, вписанные в публичный виртуальный контекст. Буллинг, травля в соцсетях, домашнее насилие, публичное одиночество, скандальный контент ютуб-роликов, общественное мнение – это точно все про Анну Каренину? В спектакле Прикотенко – да.

газета «Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области»

Вспоминая недавнюю постановку Андрея Прикотенко «Идиот» (одиннадцать номинаций на «Золотую Маску»-2021), режиссер снова переписывает роман XIX века как человек века XXI. И дело вовсе не в том, что герои спектакля больше общаются с разнообразными гаджетами, чем друг с другом (редко, кстати, на сегодняшней сцене этот атрибут наших дней работает так органично). Это именно современные нерв и ритм (поддержанные сценографией, костюмами, видео и музыкой Николая Попова), современные тягостная публичность и одиночество в толпе, соцсети и хейтеры, лоск, власть и лицемерие сегодняшних богатства и власти. И история любви и отчаяния. Анну и Алексея Карениных играют Альбина Лозовая и Анатолий Григорьев (в «Идиоте» они были Настасьей Филипповной и князем Мышкиным). Если Анна – чувственный центр спектакля, воплощение красоты и нежности, то Каренин – машина по уничтожению всего живого вокруг и в себе самом. Вопреки театральной тенденции последних лет, когда к этому герою относятся с сочувствием, Григорьев играет в Каренине именно злую силу, человека во власти и богатстве, способного и готового разрушить чужую жизнь. Но все-таки здесь прежде всего история любви. Вопреки всему. А Альбина Лозовая и Александр Вострухин (Вронский), несомненно, одна из самых красивых и страстных любовных пар на современной сцене.

Владимир Спешков


На странице использованы фотографии Василия Вагина, Виктора Дмитриева и Фрола Подлесного