Театральная компания ЗМ

Атилла

«Чехов-центр», Южно-Сахалинск
Номинации на Премию 2023

Драма / спектакль большой формы
мужская роль (Александр Агеев)

Режиссер-постановщик: Петр Шерешевский
Художник-постановщик: Надежда Лопардина 
Художник по свету: Дмитрий (Митрич) Зименко 

Артисты: Александр Агеев, Наталья Красилова, Виктор Крахмалев, Юрий Беляев, Роман Болтаев, Андрей Волколуп, Леонид Всеволодский, Антон Ещиганов, Владимир Коренский, Денис Кручинин, Сергей Сергеев, Сергей Усов, Никита Хвостиков, Олег Царев, Алиса Медведева, Илья Романов, Сергей Максимчук, Константин Вогачев, Руслан Алямшин

Продолжительность 2 ч. 20 мин.


Возрастная категория 18+
Пьеса Замятина очень зацепила меня своим эпическим размахом. Она дышит энергией, поэтому к ней захотелось прикоснуться. Всегда интересно разглядывать одно время сквозь другое. Это такое двойное наслоение, когда мы осознаем день сегодняшний через Замятина, осознающего свое время через историю Древнего Рима. Писатель абсолютно очевидно рефлексировал на тему гражданской войны и революции, ставшими главными для людей, которые прошли через эту «мясорубку». Наш спектакль – альтернативный сценарий развития событий, сценарий страшный. История про то, как было бы сегодня, если бы рвануло социальное напряжение и случилась революция. Не просто революция либеральной интеллигенции, но бунт низов, «бессмысленный и беспощадный».
Петр Шерешевский
История о падении империи под натиском варваров здесь выглядит как конфликт не внешний, а внутренний. Это разные слои общества: снобистские, коррумпированные, изнеженные столичные верхи и озверевшие боевики с окраин сшибаются за власть. Зеленые военные ящики, засыпанные пластиковыми стаканчиками, легко воспринимаются как лагерь боевиков, окопы на поле боя, гробы; в глубине сцены утлая стеклянная комнатка – номер в отеле осаждаемой столицы. События большой войны и частной жизни транслируются на экраны, как в новостях и в соцсетях. Рим или Византия, или какое-то нынешнее образование на карте, претендующее на вселенское могущество – неважно, исторический механизм один: империя падет вместе со всей своей сложностью и культурой, пороками и дипломатическими ухищрениями, если будет презирать и подавлять всех, кто вне ее иерархии.
журнал «Театр», блог
Евгений Замятин для большинства – это автор великой антиутопии «Мы» и только. Но в творческом наследии писателя есть неоконченный роман «Бич Божий» и пьеса «Атилла», посвященные одному и тому же герою – вождю гуннов, владыке Скифии, легендарному варвару, погубителю римской цивилизации. В 1927 году «Атиллу» даже начинали репетировать в ленинградском БДТ, но пьесу вскоре запретили, а писатель, заклейменный как «буржуазный трибун», покинул Россию. Замятина интересует встреча варварства и цивилизации, дикой силы и слабой культуры. «Атилла» написан в 20-е годы прошлого века, в нем есть память обо всех пожарах, смертях, братоубийственных бойнях Гражданской войны, о том, что происходит с человеком, готовым убивать себе подобных. В сахалинском спектакле Атилла и его воины, бдительно отслеживающие каждый шаг своего предводителя, это люди в хаки с современным оружием. Подготовку к военным операциям вождь ведет в ангаре, заставленном ящиками то ли с оружием, то ли с грузом-200, а дипломатические и любовные интриги – в номере отеля наших дней. Вообще это нашего времени случай и нашего времени театр, история про наемников, чиновников, репортеров, наркотики, секс, ложь и видео. Конечно, центр спектакля – Атилла в исполнении актера Александра Агеева (худрук «Чехов-центра»). Его герой – настоящий пес (или, точнее, волк) войны, готовый все то недолгое время, что отведено ему перед неизбежной гибелью, прожить яростно и страстно, с необыкновенной витальной и чувственной силой. В безусловно мужской истории (безмолвное окружение Атиллы в ней играет не меньшую роль, чем главный герой) нашлось место двум манким женским образам, двум обреченным возлюбленным Атиллы, замечательно сыгранным актрисами Натальей Красиловой и Алисой Медведевой.

Владимир Спешков         

На странице использованы фотографии Сергея Красноухова