Театральная компания ЗМ

Город Эн

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2023 года

по мотивам романа Леонида Добычина

Сценическая композиция и постановка: Борис Павлович
Художник: Ольга Павлович
Художник по свету: Стас Свистунович
Композитор: Роман Столяр

Артисты: Сергей Власов, Артур Козин, Ярослав Дяченко, Уршула Малка, Надежда Некрасова, Ирина Тычинина, Евгений Шолков, Никита Сухарев

Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 16+

Я согласен с Бродским, который называет этот роман одним из лучших произведений ХХ века. Это непопулярная, но совершенно выдающаяся проза. Кроме всего прочего, именно то, что роман незаслуженно непопулярен, было одним из мотивов обратить внимание на такую замечательную книгу. При отборе материала мы с Львом Абрамовичем Додиным руководствовались в том числе соображениями, что театр открывает для зрителя то, что находится в невидимой, «серой» зоне.

Борис Павлович

«Город Эн» роняет минималистичные капли-слова, фиксирует мгновения дореволюционного детства героя. Собственно, все. Смысл – в простоте и изяществе. В музыкальности. В одиноком (это важно – одиноком) голосе человека, живущего своим даугавпилсским детством, воспоминаниями, а не «линией партии».
Борис Павлович складывает спектакль на малой сцене МДТ из освоенных пазлов своего авторского театра: дружественной компании артистов, интерьера квартиры, где должны завязаться горизонтальные человеческие контакты «актер – зритель» (в комнате, обставленной старой мебелью, нас поят чаем с бубликами), а также – из чтения текста, разложенного на голоса в интимной (в общем, имитированной) атмосфере тепла и уюта: «мы с вами, вы с нами – и все мы вместе».

«Петербургский театральный журнал», блог

Зрители растворяются в происходящем: спектакль проходит на малой сцене театра, и сценической площадкой оказывается все ее пространство, включая зрительный зал. Зрители рассаживаются за уютные круглые столики, расположенные с двух сторон сцены, замыкая мир романа. Зрители становятся частью событийного ряда, адресатом высказывания: артисты входят в коммуникацию со зрителями, превращая их в действующих лиц постановки. Апофеозом включенности становится совместное чаепитие, за которым ведется обсуждение последних мировых событий. Этот прием как нельзя лучше помогает вскрыть несценичный художественный текст и представить монологичное высказывание в объеме. При этом сохраняется типичная для Добычина недоговоренность: зонирование площадки и одновременное говорение на разных ее краях позволяет воспринимать историю не всегда линейно, а отрывисто и многозвучно. Артисты чутко реагируют на происходящее и выстраивают спектакль здесь и сейчас, отталкиваясь от реакций зрителей и даже уличного шума. Слово мальчика передается всем артистам поочередно: они примеряют на себя различные образы, как мячи пинг-понга, передавая их друг другу. Особенно удачны музыкальные созвучия, которые рождаются несколько раз в течение спектакля. Многоголосие сливается в один чудесный ансамбль под названием жизнь, в котором у каждого своя партитура и особое видение истины.


интернет-издание «Zond news»

Полузабытый нынешним поколением роман Леонида Добычина «Город Эн» (1936) – почти автобиография; история взросления, рассказанная от первого лица, зарисовки из жизни начала XX века – жизни провинциальной, частной, детской. Эта прошлая жизнь видится автору фрагментарно, будто сквозь толщу расколовшегося времени, и не случайно: ведь она рассказана «начерно, шепотом» под грохот коллективных лозунгов совсем другой эпохи – советских тридцатых. В модернистском тексте бытовые мелочи превращаются в знаки глобальных исторических катастроф, но взгляд ребенка спасает автора от излишнего пафоса.
Режиссеру Борису Павловичу близко это наивное видение, своего рода «театр простодушных», уход от иерархий и конкретных месседжей, многоголосье, в котором все голоса равно значимы. Это есть в его инклюзивных проектах, и именно в этот опыт он ведет артистов МДТ – эталонного «русского режиссерского театра». Вместе они убирают границу между сценой и залом, перемешивая актеров (акторов?) и зрителей. Действие происходит в гостиной, где все вместе сидят – на диване, в кресле, за обеденным столом… Здесь нет сцены, нет точки, куда «надо» смотреть, но есть разделенный опыт ощущения себя во времени – одинаково важный в 1900-м, 1936-м, 2023-м.

Екатерина Рябова

На странице использованы фотографии Виктора Васильева