Театральная компания ЗМ

Озор

Мирнинский театр, Мирный
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2023 года

социальная мистерия
на основе произведения Дмитрия Мамина- Сибиряка «Озорник»

Режиссер, художник: Елизавета Бондарь
Драматург: Екатерина Августеняк
Художник-технолог: Вячеслав Гордин
Художник по костюмам: Елена Турчанинова
Композитор: Николай Попов
Художник по свету: Андрей Чадин
Звукорежиссер: Алексей Савватеев

Артисты: Михаил Гончаров, Мария Заманкова, Владимир Заманков, Елена Сафронова, Дмитрий Желнин, Надежда Скоробогатова, Сергей Сидоров, Сергей Тишков, Ольга Сидорова

Продолжительность 1 ч.


Возрастная категория 16+

В постановке сходятся темы противостояния отдельного человека и общества, борьбы за права и свободы, за признание и любовь. Проблема разных способов и возможностей этой борьбы для мужчин и женщин. Мы пытаемся посмотреть на драматичный сюжет в исторической и социальной перспективе. И, возможно, сможем взглянуть на нашу действительность через петлю времени: из настоящего через прошлое – в будущее.

Елизавета Бондарь

Спектакль довольно сложно аналитически рассоединять, потому что создан он как впечатляющее единство, прежде всего, единство звука, и выстроен по законам музыкального театра. Давний соратник Елизаветы Бондарь композитор Николай Попов создал с группой «Комонь» музыку, опирающуюся на традиционные русский и сибирский звуковые миры: здесь и струнные, и духовые, и варган, и напевы; страшноватый рефрен – растяжное «аааа-у!» с подъемом тона. Словно отчаянная женщина ищет пути в темном лесу. У каждого артиста в первой части своя интонационная «маска», они работают как инструменты в оркестре: хрипловато говорит Дунька, низко звучит свекровь, блаженной невозмутимой скороговоркой – Степан, высокий срывающийся голос у Лукерьи.
Вторая часть спектакля гораздо короче. Большинство артистов выходят в повседневной одежде, только Дунька и Спирька остаются в «старинном». Сбросив маски, артисты ошеломительно меняются. Встав в шахматном порядке, они, чуть покачиваясь (как переселенцы на повозке), постепенно выходят из мира Мамина-Сибиряка к современности – через проклятые, безответные вопросы: «Где мой воздух? Где моя воля? Где мои права?.. Кто таков теперь? Где моя душа? Кто я?»

«Петербургский театральный журнал», блог
В спектакле Елизаветы Бондарь смешиваются прошлое и настоящее через соединение литературного и документального: в двух разновеликих частях спектакля – инсценировке Екатерины Августеняк рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка и вербатимах жителей Мирного – раскрываются темы любви, власти, свободы, насилия и ненависти, прочно зашитые в генетический код человека. Елизавета Бондарь выстраивает на сцене дикий обезличенный мир, существующий по музыкальным законам четко выверенного ритма. В этом мире нет места свободе: долг превыше всего, а человек – только тень, плоская фигурка на планшете мироздания. Злая ожесточенная любовь, социальные устои и нормы, калечащие жизнь, вытравливающие из людей человеческое – наследие литературного первоисточника – монтируется с рефлексией жителей Мирного. Далеко ли продвинулись мир и человек в своей эволюции? И поменялось ли что-то в человеке, одетом современно и держащем в руках телефон, но замешанном на тех же дрожжах – нормализации насилия, извечной неприкаянности, моральной одичалости?

Александрина Шаклеева

На странице использованы фотографии Влады Обласовой