Театральная компания ЗМ

Книга висячих садов

Участник проекта THEATRUM 2023

по одноименному вокальному циклу Арнольда Шенберга

Драматург и автор идеи: Илья Кухаренко
Режиссер: Борис Юхананов
Художник-постановщик: Степан Лукьянов
Художник по костюмам: NN Nастя Nефедова
Художник по свету: Сергей Васильев
Ассистент художника по свету: Михаил Глейкин
Художник по видео: Илья Старилов
Хореография: Александра Конникова
Художник по гриму: Ксения Горчева
Продюсер: Виктория Ненахова
Технический директор: Станислава Миронова
Ассистент технического директора: Мариам Исмаилова

Исполнители: Ульяна Бирюкова, Николай Землянских, Илья Кутюхин

Фортепианные партии: Елизавета Дмитриева и Александр Широков

Продолжительность 45 мин.


Возрастная категория 18+
В ХХ веке нет композиторской фигуры, ассоциирующейся с поисками и созданием нового музыкального языка более, чем Арнольд Шенберг (1894–1951). Меж тем его произведения в нашей стране до сих пор звучат до обидного редко и еще реже ставятся в театре. Тема «Всеобщего языка» в экспозиции ГМИИ дала нам повод придумать и осуществить совместно с Борисом Юханановым и его постановочной командой музыкальный спектакль-променад «Книга висячих садов» по одноименному вокальному циклу Арнольда Шенберга на стихи знаменитого поэта Стефана Георге. Это мировая премьера сценической версии. 
«Книга висячих садов» – самый вавилонский вокальный цикл Шенберга. Не только потому, что название отсылает нас к висячим садам Семирамиды, но и потому, что созданные в 1908–1909 годах 15 песен 15-го опуса стали для Шенберга первой попыткой уйти от тональности в сторону додекафонии – нового принципа организации музыкального материала. В этом цикле все, что ранее казалось незыблемым – почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, все расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии, свидетельство падения Башни.
В 1908 году у Шенберга, помимо всего прочего, были еще и очень личные причины чувствовать, что почва уходит из-под ног. Все началось с уроков живописи, которые чета Шенбергов стала брать у молодого и невероятно талантливого австрийского художника Рихарда Герстля. В итоге жена Шенберга Матильда оставила его с двумя детьми и ушла жить к Герстлю. Однако разрыв с Шенбергом и его кругом оказался для Герстля настолько невыносимым, что он покончил с собой перед зеркалом в мастерской, а Матильда вернулась к мужу. Герстль прожил всего 25 лет, а его работы надолго были забыты. Уже в 1930-х к его живописи возобновился некоторый интерес, и только в середине 1940-х Герстля стали считать одним из главных художников австро-немецкого экспрессионизма.
«Книга висячих садов» – одна из первых рефлексий Шенберга на тему этой личной драмы, которая также слышна и в его моноопере «Ожидание», и в знаменитом Втором струнном квартете.
Изначально цикл был написан для сопрано или высокого меццо, но в последние десятилетия его также исполняют и баритоны. В нашем спектакле 15 песен перекомпонованы и разделены между тремя исполнителями – двумя баритонами и меццо-сопрано. Солисты – Ульяна Бирюкова, Илья Кутюхин и Николай Землянских – молодые звезды, с которыми я познакомился еще в то время, когда они были студентами Молодежной оперной программы Большого, а теперь их зовут на лучшие сцены мира. Музыкальным руководителем постановки стала прекрасная пианистка и концертмейстер Елизавета Дмитриева.
Когда мы вместе с Борисом Юханановым и его художниками Степаном Лукьяновым, Анастасией Нефедовой и Ильей Стариловым думали о ключевом для всего цикла ощущении сдвига в незыблемом, у нас возникла идея спектакля-променада, в котором зритель мог бы перемещаться от станции к станции и видеть разных героев этой истории в разных мизансценах и скользящих по стенам тенях и проекциях. Сохраняя сюжет трагического любовного треугольника, мы не хотели воспроизводить биографические детали этой истории, скорее следуя образам в стихах, нежели историческим реалиям.

Илья Кухаренко

Организаторы выражают благодарность специальному партнеру проекта «Collector Gallery».
Выражаем огромную благодарность руководителю Молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрию Вдовину