Театральная компания ЗМ

Душа моя Павел

Российский академический Молодежный театр, Москва
Спектакль вошел в Лонг-лист Премии «Золотая Маска» 2023 года.

по роману Алексея Варламова

Режиссер: Алексей Бородин
Художник: Станислав Бенедиктов
Композитор: Александр Девятьяров
Художник по свету: Нарек Туманян
Хореограф: Дмитрий Бурукин

Артисты: Даниил Шперлинг, Лариса Гребенщикова, Диана Морозова, Янина Соколовская, Александр Доронин, Виктор Панченко, Александр Девятьяров, Дмитрий Бурукин, Иван Юров, Владислав Погиба, Яна Палецкая, Дарья Рощина, Алексей Веселкин-мл., Александра Аронс, Тарас Епифанцев, Виктория Тиханская, Владимир Василенко, Сергей Чудаков, Данила Богачев, Андрей Гальченко, Алексей Гладков, Иван Забелин, Дарья Затеева, Владимир Зомерфельд, Марианна Ильина, Андрей Лаптев, Сергей Печенкин, Антонина Писарева, Антон Савватимов, Николай Угрюмов, Константин Юрченко

Продолжительность 3 ч.


Возрастная категория 16+

Эта история возвращает меня во времена моей молодости, времена переломные, а потому необычайно интересные, когда одни все еще верили в светлое будущее и окружающую их «стабильность», другие же точно знали, что совсем скоро от привычного мира уже ничего не останется. И вот сегодня, с высоты 40 минувших лет, мне кажется важным взглянуть на то, как у людей открывались глаза, насколько легко или, напротив, мучительно они расставались со своими иллюзиями. Кроме того, «Душа моя Павел» – это еще и замечательный роман взросления, театральную версию которого мы хотим представить зрителям РАМТа.

Алексей Бородин
Молодость 1980-х оглушает: разъезды по картофельным полям на мотоцикле, дискотеки с западными шлягерами «Hotel California» и «One Way Ticket», ночные бани с фольклористками, костры, интриги и попытки вычислить стукача. А главное – споры о судьбах страны до утра, чтение Солженицына, филологический разбор «Слова о полку Игореве» и дискуссия: фейк ли великое произведение русской литературы?
Дыхание времени Бородин передает так точно, что, кажется, будто тогда и был поставлен спектакль. Но за счет сочетания юной дерзости, мечтаний и сил спектакль улетает в другое измерение и обнаруживает даже в застойном 1980-м удивительное количество надежды.
интернет-издание «Афиша Daily»
«Душа моя Павел» – роман (а значит, и спектакль) о взрослении. В хорошем произведении о взрослении – а их немало и в русской, и в мировой литературе – всегда есть два пласта. Про конкретное время. И это здорово сделано в спектакле. Не только песни тех лет. Главное – атмосфера некой духоты и противоестественности поведения советского человека. Кто-то (говорят, Черчилль) сказал, что СССР – это страна, в которой ничего нельзя, а все, что можно, – то обязательно. Очень точно. И это все в спектакле есть.
Но если остановиться на этом пласте, то получится не литература, не искусство, но – публицистика. Поэтому непременно должен быть второй пласт: про вечное. Потому что - повторим, - в какое бы время человек ни жил, вступление во взрослую жизнь – это проблема. Если театр не поднимается над бытом, значит, он занимается не своим делом – журналистикой. И роман Варламова, и спектакль Бородина – поднимаются. Это история о столкновении молодой человеческой души и старых, заскорузлых обстоятельств жизни.

«Российская газета»