Театральная компания ЗМ

Где ты был так долго, чувак?

Театр «Место», Москва

Режиссер и художник: Антон Федоров
Авторы текста: Антон Федоров, Роза Хайруллина, Алексей Френкель и все-все-все
Анимация: Надя Гольдман
Продюсер: Анастасия Доронина

Артисты: Дмитрий Куличков, Роза Хайруллина, Сергей Шайдаков, Наталья Рычкова

Спектакль создан совместно с Пространством «Внутри», Москва

Продолжительность 1 час 30 мин.


Возрастная категория 18+

А что, если архетипическим персонажам однажды доведется пережить беспощадный экзистенциальный опыт? Такой вопрос часто звучал во время репетиций.

Антон Федоров

Из тоски, отчаяния, бескрайнего ожидания и абсурда авторы смешивают непонятный, слишком смешной и в итоге душераздирающий текст о нас сегодняшних. Они раскрошили нашу жизнь на составляющие, а потом стали эти крошки бережно собирать послюнявленным пальцем. Гастрономические метафоры — не случайность: одним из кульминационных моментов спектакля стала ода борщу в исполнении Дмитрия Куличкова. «Борщ всему голова», «Если долго вглядываться в борщ, борщ начнет вглядываться в тебя», «Борщ — это звучит гордо», — декламирует он, барахтаясь в воображаемом супе внутри все той же телефонной будки.
Наконец в Москве появился спектакль с зашкаливающим количеством скреп, которые намертво зацепились она за другую: и борщ, и Чебурашка, и группа «Кино», и цитаты из советских фильмов, и алкоголизм, и зона, и война, и домашнее насилие, и беспроглядная тоска, и снег пошел.
Антон Федоров предлагает театр поломанной логики и почти интуитивной эмоциональной восприимчивости. В ту пору, когда вещи нельзя называть своими именами, а для того замеса, в который мы угодили, название подобрать и вовсе невозможно, Антон Федоров разрабатывает свой режиссерский код, декодировать который способны только единомышленники: они и под «Джимми, Джимми, ача, ача» станцуют, и поймут, отчего тоскует Чебурашка.

«Афиша Daily»

Спектакль театрального коллектива «Место» весьма обманчивый. Он кружит, убаюкивает, заставляет смеяться над перепившим Петей, который вот-вот начнет рассказывать и показывать, что «с такими на зоне делают»; умиляться его медленному танцу с супругой – полураздетой, продолжающей дрожать после драки, не чувствующей кровоподтеков на своем лице. Герои и их судьбы не внушают ни ужаса, ни страха и не вызывают извечных вопросов «кто виноват» и «что делать».
В воздухе полуподвального зрительного зала замирает всеобщее умиление и неистребимая никаким здравым смыслом любовь. Та самая любовь-благоговение из детского стишка Владимира Орлова, которое все запомнили (или узнали) благодаря балабановскому «Брату-2». Там эта любовь уже была с каким-то неприятным привкусом. И с тех пор эффект только усиливался. «Это все мое родное // Это Родина моя, // Всех люблю на свете я!»


Журнал «Театр»

Антон Федоров словно дает срез абсурдной российской действительности, застывшей и не меняющейся, страшной и гротескной, на которую без слез не взглянешь, но и без смеха тоже. Это моментальный портрет страны как родины слонов и чебурашек, заповедной аномальной Зоны и просто зоны. Портрет, до боли знакомый по множеству пьес и фильмов, которые мы смотрели на эту тему, и потому мерцающий, словно распадающийся на отдельные пиксели, не дающий цельной, устойчивой картины. Собственно, целостное восприятие вообще невозможно в заданной режиссером системе координат. Все, что у нас есть, это ощущения, воспоминания — летучие, эфемерные. Но эти мгновенные «уколы памяти» куда-то прямо в мозжечок действуют сильнее, чем развернутое, подробное, полнометражное и цветное.


«Петербургский театральный журнал»

Фотографии Александра Андриевича