Театральная компания ЗМ
Адольф Адан

Корсар

Большой театр, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2008г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа» (Алексей Ратманский , Юрий Бурлака), «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету» в музыкальном театре, «Лучшая мужская роль»(Николай Цискаридзе, Андрей Меркурьев), «Лучшая женская роль»(Светлана Захарова)
балет в трех действиях с эпилогом



Либретто: Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье в редакции Мариуса Петипа


Хореография: Мариус Петипа

Постановка и новая хореография: Юрий Бурлака, Алексей Ратманский

Дирижер-постановщик: Павел Клиничев

Художник-постановщик: Борис Каминский

Художник по костюмам: Елена Зайцева, с использованием эскизов Евгения Пономарева (1899)

Художник по свету: Дамир Исмагилов



В спектакле использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера

Концепция музыкальной драматургии: Юрий Бурлака

Партитура восстановлена Александром Троицким




Артисты: Юрий Клевцов, Денис Матвиенко, Николай Цискаридзе, Мария Александрова, Светлана Захарова, Светлана Лунькина, Галина Степаненко, Алексей Лопаревич, Андрей Меланьин, Ринат Арифулин, Виталий Биктимиров, Андрей Меркурьев, Ирина Зиброва, Наталья Маландина, Марианна Рыжкина, Екатерина Шипулина, Анастасия Яценко, Василий Ворохобко, Геннадий Янин, Илья Рыжаков, Андрей Ситников, Александр Петухов, Руслан Пронин, Егор Симачев, Анастасия Винокур, Дарья Ворохобко, Лола Кочеткова, Александр Фадеечев, Кирилл Никитин, Нина Капцова, Иван Васильев, Анастасия Горячева, Денис Медведев, Елена Андриенко, Андрей Болотин, Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Екатерина Крысанова, Наталья Осипова, Анна Никулина, Анна Леонова, Ольга Стеблецова, Анна Тихомирова, Анна Антропова, Анна Ребецкая, Анна Балукова, Анастасия Меськова, Ирина Семиреченская, Ксения Сорокина, Александр Водопетов, Георгий Гераскин, Евгений Головин, Павел Дмитриченко, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Егор Хромушин, Артем Шпилевский



Продолжительность 3 ч. 35 мин.



При поддержке Сверсталь

Спонсор постановки JTI



Фотографии © Дамир Юсупов
Чтобы осилить «Корсара», Большому потребовалось несколько сезонов. Реконструкция старинного балета требует колоссальных усилий по поиску документов, созданию текста и оформления, финансовому обеспечению громады. Полтора века назад казалось само собой разумеющимся, что такая роскошь, как балет, съедает колоссальную часть средств имперского двора. Одна корзина, на которую в финале картины «Оживленный сад» на долю секунды водружают прима-балерину, способна поглотить годовой бюджет современного театрика. Спектакль длится три с половиной часа, и, когда в финале разламывается и уходит на дно морское огромный, во всю сцену корабль, это вызывает такие овации, что нет сомнений: оно того стоит.
Ратманский и Бурлака, даже обнаружив множество архивных материалов, отказываются называть свой спектакль аутентичным, хотя бы потому, что сохранившаяся система записи хореографии балета очень несовершенна, она фиксирует лишь опорные точки танца и рассчитана на тех, кому требуется не узнать, а вспомнить текст. В наши дни изменились и сами представления о технике танца, а такой важный компонент старинного спектакля, как пантомима, и вовсе близок к исчезновению. Вместе с пропорциями человеческой фигуры изменились и ткани, из которых шьются костюмы, поэтому, в отличие от декораций, даже по сохранившимся эскизам воспроизвести их «дословно» невозможно.

И все же новый «Корсар» явно приходится ближайшим из известных родственников старому балету Петипа. Любой неофит способен в этой постановке оценить феерическую красоту восстановленного Бурлакой «Оживленного сада», в котором 68 детей, взрослых танцовщиков и танцовщиц в черных париках и белоснежных костюмах образуют группы, отсылающие к версальским ансамблям. А профессионалов доводит до катарсиса осознание, что эта грандиозная композиция держится на разных сочетаниях всего семи pas. Другой сюрприз – поставленный зеркально «малый» ансамбль pas des eventailles – виртуозная стилизация Ратманского, для которого «Корсар» стал дебютом в редактировании классики.
газета «Ведомости»