Театральная компания ЗМ
по роману Василия Гроссмана

Жизнь и судьба

Малый Драматический Театр - Театр Европы, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2008г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма».
Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Татьяна Шестакова), «Лучшая мужская роль» (Сергей Курышев).
Пьеса и постановка Льва Додина

Художник: Алексей Порай-Кошиц

Художник по костюмам:
Ирина Цветкова

Художник по свету:
Глеб Фильштинский

Режиссер: Валерий Галендеев

Музыкальное руководство: Михаил Александров,
Евгений Давыдов



Артисты: Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Елена Соломонова, Дарья Румянцева, Елизавета Боярская, Екатерина Клеопина, Владимир Селезнев, Алексей Зубарев, Филипп Могильницкий, Игорь Черневич, Павел Грязнов, Бекарий Цулукидзе, Олег Гаянов, Александр Кошкарев, Олег Рязанцев, Станислав Никольский, Игорь Иванов Олег Дмитриев, Андрей Кондратьев, Владимир Захарьев, Сергей Власов, Никита Васильев, Станислав Ткаченко, Никита Сидоров, Артур Козин, Олег Гаянов



Продолжительность 3 ч. 45 мин. с одним антрактом



Генеральный спонсор спектакля – Фонд Михаила Прохорова

Генеральный спонсор театра – KINEF

Фотографии © Виктор Васильев


Возрастная категория 16+
Додин ведь не только жизнь отдельно взятого человека, он саму Историю пытается поверить моралью. И часто с бессилием констатирует, что с личностью разобраться порой проще, чем с меньшевиками, большевиками, пролетариями, анархистами, нацистами, голытьбой, зажиточными крестьянами. У всех у них своя правда. Так ли просто поверить эту правду моральным законом? Разрубить им словно гордиев узел путаный клубок истории. Додин пытается разрубить.

Есть такое мнение, очень распространенное, ставшее уже почти аксиомой. В России хороший народ, прекрасные люди, но ужасная бесчеловечная власть. Хорошо бы, кабы так. Плохую власть по крайности можно и свергнуть. Спектакли Додина, а этот в особенности, доказывают иное. Народ тоже бывает подлецом. Скверна притаилась не только во власти, плохой идеологии, репрессивных органах, но в первую очередь в самих гражданах независимо от их социального положения и национальности. И еще неизвестно, что безнравственней – идейный антисемитизм или бытовой, когда никакие не фашисты, а соседи по коммуналке сдают евреев с потрохами за лишние квадратные метры. Кто отвратительней – гестаповец или сидящий в концлагере большевик со стажем, при попустительстве которого соседа по нарам отправляют в газовую камеру? Сила этого спектакля не в дидактике: хорошим быть лучше, чем плохим, а антисемитом быть и вовсе скверно, а в сложной диалектике, не отменяющей морального закона. Закон этот – большевик ты или эсер, ученый или генерал, еврей или украинец, представитель власти или оппозиционер – все равно один на всех.

газета «Известия»







Иногда может показаться, что Додин-гражданин победил в этом спектакле Додина-поэта. Он не хочет заставлять нас ни смеяться, ни плакать. Порой в ущерб художественности он стремится заставить нас думать и понимать. И только в отдельные моменты музыка Шуберта, поднимаясь над всеми идеологиями, хватает тебя за горло.

газета «Газета»