ГЭП
горячие эстонские парни

NO99, Таллинн, Эстония
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2009 года
Режиссер: Тийт Оясоо

Сценограф: Эне-Лиис Семпер


Артисты: Расмус Кальюярв, Серго Варес, Герт Раудсеп, Лиина Вахтрик, Инга Салуранд, Яак Принтс, Миртель Похла, Кристьян Сарв, Андрес Мяхар, Ристо Кюбар и Тамбет Туиск.

Продолжительность 2 ч. 50 мин.
номинация программка

Наша постановка не совсем о том факте, что все меньше и меньше эстонцев рождается, а скорее о вопросе: эстонцы как нация имеют некоторую более широкую перспективу? Прямо сейчас кажется, что нет. Но я верю, что «нация» могла бы быть очень хорошей идеей. Борьба между «идеей нации» и «нет никаких идей». Вопрос не в том, чтобы «быть эстонцем», а в том, чтобы «быть с идеей». Какие же мы люди, если только и думаем о выживании? Как нищие. И вот, пожалуйста: вы хотите жить как нищий или как пилигрим? Ни у того, ни у другого нет собственности, но у одного из них есть идея, а у другого нет.


Тийт Оясоо


«ГЭП» отличается искренностью; он сделан по душевной потребности, а не по заказу, и в нем, как в возбужденном разговоре, хватает длиннот и противоречий.
В сущности, «ГЭП» – спектакль-диспут, каких полно было в 20-е годы прошлого века. Его цель – рассказать о катастрофической демографической ситуации в Эстонии, где молодые люди не хотят заводить детей: ситуация отражает общеевропейскую, но маленькому народу грозит скорым вымиранием.
На пустой дощатой сцене, на фоне деревянной стены, напоминающей о деревенском доме, восемь молодых мужчин и три женщины в народных костюмах в течение почти трех часов разыгрывали тридцать эпизодов-скетчей, титры-заголовки которых проецировались на стену. Толчком к разговору становится фантастическое создание клуба «Горячих эстонских парней», обеспокоенных сокращением нации и готовых положить свою жизнь и здоровье на то, чтобы ежедневно оплодотворять по нескольку эстонских женщин. Весь первый акт посвящен защите «горячих парней».
Конечно, в спектакле этом очень много местного, понятного только своим – имен, цитат, музыки, но, как выяснилось, он вполне конвертируется. И даже в России, которой страхи малого народа неблизки, некоторые гэповские сюжеты выглядят весьма актуально. Не говоря о том, как непривычно для нас, что такой хлесткий политический разговор без всяких эвфемизмов ведется прямо со сцены – мы к такому не привыкли.


газета «Время новостей»



Театр NO99 родился в 2005 году. В название «NO» означает «номер», а цифра с каждой новой постановкой стремится к нулю. «ГЭП», на самом деле, – NO88. Театр принадлежит государству, имеет свой собственный дом с двумя театральными залами (200 и 100 мест). Художественный руководитель театра – Тийт Оясоо, главный художник и продюсер – Эне-Лииз Семпер. Труппа состоит из 10 человек, тексты спектаклей и веселых перфомансов нередко сочиняются самими актерами и постановщиками. Но есть среди авторов и МакДонах, Куросава, Тарковский, Чехов, Шекспир.